Главное изменение в информационной повестке рассматриваемого периода было вполне ожидаемым: частота упоминания удалённой работы выросла более чем в 21 раз.
Как показал опрос
ВЦИОМ, с началом самоизоляции доля работающих из дома россиян увеличилась с 2 до 16 процентов. Причём большинству из них (81%) даже не пришлось для этого осваивать новые цифровые навыки и программное обеспечение. Тем не менее отношение к дистанционной работе у сотрудников оказалось неоднозначным: 61% респондентов оценили свой опыт отрицательно, положительно — лишь 36%. Бóльшая часть работодателей (82%) недовольны эффективностью надомной работы своего персонала, согласно исследованию НАФИ «Влияние пандемии на российский бизнес». После окончания периода самоизоляции лишь 20% предприятий готовы сохранить режим удалённой работы для части сотрудников, 7% — для всех. На этом фоне в полтора раза выросло и количество упоминаний удалённой работы без трудоустройства — фриланса.
Естественно, в фокусе внимания СМИ оказалась также проблема растущей безработицы (+47% упоминаний). За март–апрель количество официальных безработных в России увеличилось с 726 тыс. до 1 434 тыс. человек, то есть почти вдвое.
Для граждан, обратившихся в службу занятости после 1 марта, был установлен размер пособия по безработице на апрель–июнь 2020 года в размере МРОТ — 12 130 рублей в месяц. Довольно много отечественные СМИ сообщали и о рынке труда в США, где только в апреле работы лишились 20,5 млн человек, а общий уровень безработицы достиг 14,7% трудоспособного населения — максимального показателя со времён Великой депрессии.
Курс рубля снова является предметом самого пристального интереса россиян: публикаций на эту тему стало в два с лишним раза больше. И немудрено: в первой половине марта рубль резко ослаб — почти на 20%. Затем укрепился до уровня 73–74 рубля за доллар США.
Но в привычный коридор (63–65 рублей), в котором он пребывал на протяжении почти целого года до того, так и не вернулся. Опрос ВЦИОМ осенью 2019-го показал, что валютные сбережения имеет не так много россиян (5% — в долларах, 4% — в евро), но при этом 54% респондентов следят за изменением курса, воспринимая валюту как защитный актив во времена экономической нестабильности.
И, наконец, ещё один объект повышенного внимания в последнее время — проценты по вкладам (+84% упоминаний). Средневзвешенные процентные ставки по депозитам в российских банках, по данным Центробанка РФ, за год снизились более чем на 1,5 процентных пункта. Это заставляет граждан искать более потенциально выгодные (и одновременно более рискованные) способы приумножения сбережений. В недавнем исследовании компании «Сбербанк Управление Активами» отмечается, что в апреле 2020 года 7–10% россиян, проживающих в крупных и средних городах, проявляли интерес к инвестициям на фондовом рынке (годом ранее — лишь 4%).
Из них 60% интересовались ценными бумагами российских компаний, а 20% рассматривали возможность инвестировать в драгоценные металлы. Банковские депозиты обсуждали в СМИ и в связи с инициативой президента РФ о введении налога на проценты по вкладам, превышающим один миллион рублей. Владимир Путин выдвинул её во время своего обращения к россиянам по поводу введения мер против распространения коронавирусной инфекции 25 марта. Соответствующий закон был подписан 1 апреля и вступит в силу с начала 2021 года.
Методика мониторинга
В этой постоянной рубрике журнал «Дружи с финансами» анализирует российское медиаполе с точки зрения частоты употребления слов, имеющих отношение к финансовой грамотности и личным финансам, за указанный период.
Частотный анализ предоставлен информационным партнёром рубрики — компанией «Медиалогия». Исследование проводится по всем российским печатным СМИ и интернет-ресурсам общественно-политической и финансовой тематики. Данные сравниваются с аналогичным периодом прошлого года. Мониторинг ведётся более чем по сорока словам и словосочетаниям, но для публикации отбираются те из них, которые продемонстрировали наибольшую динамику изменения своего присутствия в информационном поле.
Как читать данные
• В кружках указаны слова, по которым проводился
частотный анализ в публикациях СМИ за указанный
период.
• Крупная цифра на плашке соответствует частоте
использования слова в публикации СМИ за период.
• Цифра со знаком плюс или минус на маленькой плашке другого цвета показывает, насколько изменилась частота использования слова по сравнению
с аналогичным периодом год назад в процентах.
О чём рассказывает мониторинг
Значительное изменение частоты употребления слова относительно уровня периода сравнения сигнализирует о смещении фокуса внимания СМИ и общества. Как правило, это происходит под влиянием тех или иных информационных поводов. Мониторинг журнала «Дружи с финансами» позволяет измерить это смещение и изменение в информационной повестке количественно.
Комментарии отключены.