Форсированная «оцифровка»
Пандемия ускорила процессы трансформации, проходящие во всём мире. И это создаёт новые риски для финансового благополучия людей. Прежде всего, растёт угроза появления новых видов мошенничества, притом что скорость реагирования на них пока уступает «креативности» мошенников. Ещё один риск — снижение доходов людей, которое, скорее всего, неизбежно даже в случае сохранения работы. Поэтому те, кто ожидает быстрого возврата к прежним принципам занятости и структуре потребления после завершения периода самоизоляции, скорее всего, ошибаются. Остаётся в силе ещё один традиционный для кризисов риск — совершить ненужные движения в отношении своих сбережений или инвестиций.
Разумеется, у каждого человека своя ситуация. Есть те, кто сегодня страдает не от отсутствия работы, а от её избытка. Между тем для всех на первый план выходит необходимость финансового планирования, создания подушки финансовой безопасности (думаю, это многие осознали), а в краткосрочной перспективе — приведения в порядок всех документов на случай госпитализации.
Стало очевидно, что наличие интернета и других средств, необходимых для удалённой работы, — это зона личной ответственности каждого человека, в которой не следует уповать на работодателя. С большой вероятностью часть офисной работы будет выполняться в удалённом режиме и после завершения периода социального дистанцирования. Это касается и системы образования, прежде всего — высших учебных заведений: перевод лекций в онлайн-формат и развитие электронных образовательных ресурсов происходит довольно быстро, и это станет важным условием конкурентоспособности вузов.
Многие элементы цифровизации закрепятся и в практике Федерального сетевого методического центра. За последние месяцы мы перестроили свою работу и сейчас проводим серию поддерживающих вебинаров для преподавателей — участников программы повышения квалификации по финграмотности. Перевели итоговую аттестацию преподавателей в онлайн-формат. Впервые провели в режиме онлайн олимпиаду по финансовой грамотности для студентов. Стоит признать, что многие мероприятия в новом формате проигрывают традиционным с точки зрения вовлечённости аудитории. Зато, например, практика организации онлайн-совещаний показала большую эффективность: это позволяет одномоментно собрать намного больше людей.
Что касается задач Центра в целом, они остаются прежними; меняется только форма, а также необходимость актуализировать информацию (скорректировав учебно-методические материалы согласно происходящим изменениям). Однако и содержание постепенно станет иным. Если раньше финансовая грамотность воспринималась как дисциплина, которая находится на стыке экономики и права, то сегодня к ним добавляется цифровая составляющая (финансово грамотный человек должен уметь пользоваться продуктами финансовых организаций, в том числе дистанционно), и этот компонент будет всё больше интегрироваться в программы.
Помочь профсообществу
Наша организация работает с тремя целевыми аудиториями: школьники (студенты СПО), преподаватели школ (педагоги СПО, дополнительного образования, организаторы детского отдыха), участники профессионального сообщества. Что касается первых двух категорий, то в нынешних условиях нестабильности и быстрых перемен мы видим перед собой задачу давать материалы, которые формируют и развивают метапредметные компетенции (работа с информацией, коммуникации, планирование), поскольку именно они позволяют человеку принимать сложные решения в нестабильной ситуации. Участникам профессионального сообщества сейчас очень важно помочь наладить коммуникации, обмен информацией и опытом, создать информационные сервисы (онлайн-платформы профессионального сообщества). И делать это нужно как можно быстрее.
Так сложилось, что значительная часть продуктов компании «ПАКК» сегодня реализована в онлайне — в виде системы дистанционного обучения. Этим мы начали заниматься ещё три года назад, и в этой части у нас в связи с самоизоляцией мало что изменилось. Другое дело, что полученные знания и навыки наши слушатели (педагоги) должны были апробировать на занятиях в школе, в дополнительном образовании. Там, где это сегодня невозможно, мы рекомендуем делать методические разработки (не «для галочки», а реальные) и проводить дистанционные занятия.
Освоить дистанционные форматы
Основная проблема, с которой сейчас столкнулись все образовательные организации, — это переход на дистанционный формат. Качественно и массово обучать людей, которые не «на ты» с цифровыми технологиями (а очень многие учителя в регионах относятся именно к этой категории граждан), значительно
сложнее. И всё же имеющиеся сегодня в нашем распоряжении платформы Zoom, Webinar.ru, MS Teams и другие позволяют смотреть в будущее со сдержанным оптимизмом. При этом мы понимаем, что в удалённом формате работать значительно сложнее: помимо навыков работы в «цифре», требуются ещё высокая самоорганизация и заинтересованность в обучении по непрофильной для педагогов тематике финансовой грамотности.
С содержательной точки зрения сейчас на первый план должны выходить темы, связанные с цифровыми и дистанционными инструментами (взаимодействие с банками, налоговыми органами, Пенсионным фондом в онлайн-режиме), и, конечно же, особое внимание необходимо уделять финансовому
мошенничеству в сети.
Экспертиза принимаемых решений
Падение доходов населения в условиях высокой кредитной нагрузки приведёт к существенному росту неплатежей, штрафов и неустоек. По данным исследования КонфОП и IFC, около 60% заёмщиков в РФ были уязвимы даже в докризисный период. К сожалению, принятые нормативные акты, устанавливающие условия предоставления кредитных каникул, не решают и части проблем граждан в ситуации затяжного карантина. Кроме того, проблемы возникают на уровне применения закона: финансовые организации зачастую ведут себя недобросовестно и отказывают в предоставлении кредитных каникул.
Отказ властей от удешевления процедуры легального списания долга через упрощённое банкротство тех, кто в силу объективных причин не имеет средств платить по займам, будет влиять на рост социальной напряжённости в обществе. Напомню: упрощение процедуры банкротства — это президентская инициатива, объявленная во время обращения к нации. Тем не менее пока шагов в этом направлении мы не видим.
Для граждан, неспособных выплачивать кредиты, сейчас приоритетом должно стать получение кредитных каникул до 30 сентября 2020 года и накопление средств для подачи заявления о личном банкротстве в арбитражный суд, если к осени доходы не будут восстановлены.
Есть шанс, что власти продлят кредитные каникулы до конца года и смягчат условия их получения, оценив тяжёлое положение россиян и проанализировав нынешнюю практику предоставления таких каникул.
Ключевой задачей для нас сейчас является взаимодействие с Банком России и Правительством Российской Федерации в части экспертизы принимаемых решений. Блокирование принятия законопроекта об упрощённом банкротстве, несмотря на поручение президента России, свидетельствует о том, что интересы банковского лобби являются более значимыми.
С опорой на созданную инфраструктуру
Пусть это звучит неожиданно, но режим массовой самоизоляции практически никак не повлиял на нашу работу. Дело в том, что Образовательный центр МФЦ с момента своего основания в 1998 году сделал в образовательном процессе и организации деятельности сотрудников ставку на высокие технологии, а также на развитие сайта.
Более десяти лет назад мы внедрили и все эти годы развиваем дистанционное электронное обучение, одними из первых в стране начали проводить онлайн-трансляции. Несколько лет назад в нашей структуре появилась Научно-производственная лаборатория современных образовательных технологий «СОТА».
Таким образом, мы давно располагали подготовленной инфраструктурой, поэтому одномоментно перевели все очные активности в онлайн. Это касается и образовательных проектов в рамках Проекта Минфина России. Так, в апреле мы дистанционно провели серию семинаров: «Финансовое мошенничество. Как избежать?», «Формирование финансовой грамотности на уроках математики старшей школы», «Цифровизация госуслуг, финансовых услуг в России», «Использование игровых технологий при обучении финансовой грамотности». Все видеоматериалы доступны на нашем сайте.
Сегодня ряд клиентов образовательных структур, которые отстали в техническом плане и не смогли обеспечить полноценное функционирование учебного процесса и работу своих сотрудников в сложившихся условиях, пришли к нам.
После завершения пандемии мы продолжим реализовывать стратегию опережающего развития, основанную на внедрении высоких технологий в образовательную среду.
Комментарии отключены.