Изменение уровня финансовой грамотности населения — очень инерционный процесс. Поэтому улучшение позиции Татарстана в рейтинге не стоит сводить только к усилиям, которые здесь прикладывались за последний год. Это результат методичной работы на протяжении многих предшествовавших лет. С 2013 года Республика Татарстан — один из девяти пилотных регионов Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Экономическая специфика региона
Давайте бросим беглый взгляд на социально-экономические условия, в которых действуют в республике финансовые просветители. Татарстан — один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов страны. По размерам валового регионального продукта в 2019 году республика занимала шестое место (2,469 трлн рублей) среди субъектов Российской Федерации. При этом доля промышленности в ВРП составила 48,1%, сельского хозяйства — 5,6%, строительства — 8,1% (данные портала «Официальный Татарстан»). Промышленность республики представлена мощным нефтегазохимическим комплексом, крупными машиностроительными предприятиями, заводами электро- и радиоприборостроения. Агропромышленный комплекс производит почти 5% валовой сельхозпродукции России, притом что в его распоряжении находится лишь 2,2% сельхозугодий страны (что говорит об использовании интенсивных агротехнологий). Примечательны высокие показатели малого и среднего бизнеса в республике: его вклад в ВРП составляет 25,6%. Это выше, чем в среднем по стране (22% в 2017 году). Можно сказать, что регион досрочно выполнил поставленную президентом России задачу довести к 2024 году долю малых и средних предприятий в экономике до 25%.
По уровню среднедушевых доходов населения (33 371 руб. в 2018 году) республика традиционно занимает верхние строчки списка регионов — участников Проекта Минфина России.
Региональный фокус Проекта
Охват населения финансово-просветительскими мероприятиями в Республике Татарстан значителен. Только в 2018 году в конкурсах и информационно-игровых занятиях приняли участие 1 295 детей и подростков, занятия и уроки по финансовой грамотности были проведены для 154 129 школьников. В пришкольных лагерях, лагерях труда и отдыха, детских оздоровительных лагерях муниципальных районов республики к участию в обучающих мероприятиях привлечено 4 857 детей. В вузах республики лекции, семинары и консультации по финграмотности посетили 4 178 студентов. Вне учебных заведений лекции прослушали 56 553 человека.
На 907 мероприятий Всероссийской Недели финансовой грамотности для детей и молодёжи 2018 года пришло 133 685 участников. А Всероссийская Неделя сбережений (её целевая аудитория — взрослое население, активные и потенциальные пользователи финансовых услуг с низким и средним уровнем дохода) привлекла без малого 50 тыс. человек.
Целевыми группами федеральной части Проекта в Республике Татарстан были выбраны дети дошкольного возраста и младшие школьники, граждане, переселившиеся в республику из других стран, пенсионеры и военнослужащие
Базовой организацией реализации Проекта в республике стал Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ). Созданный в 2016 году Федеральный сетевой методический центр по Республике Татарстан за три года обучил более 170 преподавателей вузов. А Региональный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования, на базе которого был образован Казанский межрегиональный методический центр (ММЦ), распространил свою деятельность далеко за пределы Татарстана. Айдар Туфетулов, профессор, директор Казанского ММЦ, подытоживает результаты работы: обучено 1 650 педагогов в Республике Татарстан, 207 педагогов из Республики Марий Эл, 195 — из Чувашской Республики, 165 — из Ульяновской области и 153 — из Пензенской. Казанский ММЦ, п о с ловам А йдара Туфетулова, р егулярно принимает участие в образовательной программе для детей-сирот из регионов Приволжского федерального округа и их наставников в рамках проекта Благотворительного фонда «Ак Барс Созидание» — «Благопредприниматель». Дети в возрасте от 13 до 18 лет обучаются основам планирования личного бюджета путём вовлечения в проектную деятельность по социальному предпринимательству. В 2019 году в этом проекте участвовали ребята из республик Башкортостан, Татарстан, Марий Эл и Удмуртской, из Пермского края, Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Ульяновской, Самарской и Саратовской областей.
Как рассказал первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Андрей Поминов, целевыми группами федеральной части Проекта были выбраны дети дошкольного возраста и младшие школьники, граждане, переселившиеся в республику из других стран, пенсионеры и военнослужащие.
Финансовая выправка
Контракт по разработке, апробации и реализации образовательного курса по финансовой грамотности для военнослужащих предусматривает обучение военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, подразделений МЧС, ФСИН, проходящих службу на территории Республики Татарстан. Ленар Сафиуллин, руководитель проектной группы по реализации образовательного курса для военнослужащих, заместитель директора Института управления, экономики и финансов КФУ, поясняет, что увольнение в запас военнослужащих происходит в довольно молодом возрасте. Это позволяет рассматривать их в качестве потенциальных предпринимателей, из чего вытекает важность повышения их финансовой грамотности в области создания бизнеса и развития навыков предпринимательства.
У военнослужащих и приравненных к ним лиц, по словам Сафиуллина, наибольший интерес вызывают вопросы получения налоговых вычетов, пенсионного и социального обеспечения, кредитования, создания бизнеса, защиты прав при получении услуг на финансовом рынке. Спецификой курса была необходимость подстроиться к строгому соблюдению графика службы. Из тысячи человек, прослушавших курс, большинство были действующими сотрудниками силовых ведомств, и лишь малая часть — уволенными в запас. Помогало то, что в большинстве ведомств, сотрудники которых проходили обучение, предусмотрены учебные дни. Именно их использовали для проведения образовательных мероприятий.
Ленар Сафиуллин, руководитель проектной группы по реализации образовательного курса для военнослужащих, заместитель директора Института управления, экономики и финансов КФУ:
Увольнение в запас военнослужащих происходит в довольно молодом возрасте. Это позволяет рассматривать их в качестве потенциальных предпринимателей, из чего вытекает важность повышения их финансовой грамотности в области создания бизнеса и развития навыков предпринимательства
Пожилым — почёт и информация
В республике разработан образовательный курс по финграмотности для населения пенсионного возраста на татарском. Он стал первым в России, преподаваемым на национальном языке. Обучение по нему прошли 1 003 человека из 13 муниципальных районов республики. Методист Казанского ММЦ Чулпан Шавалеева, руководитель проектной группы, поясняет, что в некоторых муниципальных образованиях республики основным языком общения выступает татарский. Поэтому многие их жители (особенно пожилого возраста) не могут в полной мере использовать официальные ресурсы Проекта, где все материалы представлены на русском. Основные задачи курса — раскрыть слушателям особенности использования современных финансовых инструментов, пополнить их знания в сфере социального, пенсионного обеспечения, медицинского страхования, научить защищать свои права потребителя финансовых услуг и избегать финансовых мошенников.
В республике разработан образовательный курс по финграмотности для населения пенсионного возраста на татарском. Он стал первым в России, преподаваемым на национальном языке
В ходе занятий обязательно учитываются особенности аудитории, говорит Чулпан Шавалиева. Преподаватели (преимущественно из КФУ) стараются больше внимания уделять объяснению самых простых вопросов, опираться на примеры из ежедневного опыта, избегать специальных терминов. Задачи, которые рассматривались на занятиях, предварительно распечатываются: печатная версия воспринимается пожилыми людьми лучше, чем современные мультимедийные средства представления. Учитываются и важные градации внутри этой аудитории. Например, граждане возрастной категории 55– 65 лет часто продолжают работать; соответственно, вопросы налогообложения доходов физических лиц для них очень актуальны, тогда как у слушателей старше 65 лет этот аспект вызывает меньший интерес.
Чулпан Шавалеева, руководитель проектной группы, методист Казанского ММЦ:
В некоторых муниципальных образованиях республики основным языком общения выступает татарский. Поэтому многие их жители (особенно пожилого возраста) не могут в полной мере использовать официальные ресурсы Проекта, где все материалы представлены на русском. Основные задачи курса на татарском языке — раскрыть слушателям особенности использования современных финансовых инструментов, пополнить их знания в сфере социального, пенсионного обеспечения, медицинского страхования и так далее
Поиграть в личные финансы
В столице Татарстана сложился позитивный опыт государственно-частного партнёрства при реализации программы повышения финансовой грамотности населения. Один из примеров — сотрудничество с компанией «МастерСити», которая является оператором детского города профессий «КидСпейс» в Казани (похожие коммерческие проекты действуют и в других городах — например, «Кидбург», «Кидзания» и «Мастерславль» в Москве и Санкт-Петербурге). Детский город несколько раз становился площадкой для проведения мероприятий Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодёжи в Казани. Более того, специалисты компании приняли участие в разработке информационно-игровых курсов финансовой грамотности для дошкольников и детей младшего школьного возраста, которые регулярно организуются в «КидСпейсе».
Руководитель программы «Детский город КидСпейс», консультант Проекта Минфина России Елена Тихонова рассказала журналу «Дружи с финансами», как строился этот курс для детей: «Мы говорим о профессиях, ежедневно работаем с мечтами, тренируем наборы, как сейчас говорят, soft skills («мягких компетенций»). Поэтому при разработке этого курса мы чувствовали себя в своей тарелке. Мы знаем, как учитывать психологию детей, их игровые желания».
Были разработаны два курса в виде приключенческих квестов для двух возрастных категорий (4–7 и 7–10 лет). Курс для дошкольников получил название «Как щенок Франк отправился в экономическое приключение», для школьников младших классов — «Космическое приключение на планете Финграмия». В ходе обучения дети выполняют различные задания, которые нацелены на развитие компетенций, связанных с грамотным распоряжением финансами. Необходимость двух разных курсов Елена Тихонова объясняет тем, что эти близкие по возрасту категории на самом деле по-разному воспринимают мир. «Младшие осваивают новые понятия через трогание, визуализацию, им нужно давать возможность что-то построить или вылепить, — говорит эксперт. — Им интереснее осваивать новые понятия в игровом общении, разделяясь на роли. Тьюторы в разработанном курсе предоставляют им такую возможность».
В процессе прохождения квеста дети осваивают понятия труда, бюджета, товара, цены, стоимости, рекламы. Не сложно ли это для детей в таком возрасте? Елена Тихонова напоминает одно из изречений Эйнштейна: «Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это не известно; он-то и делает открытие». Ребёнок, придя в этот мир, не пытается разобраться во взрослых теориях, говорит Тихонова. Он объясняет мир своим языком, и именно на этот язык нужно «перевести» все сложные взрослые понятия.
Особым преимуществом проекта финансовой грамотности Елена Тихонова считает его доступность. Возможность приобщиться в игровой форме к азам финансовой грамотности имеют дети из семей разного достатка. «Если родители занимаются предпринимательством, то с большой вероятностью они смогут привить своему ребёнку правильные взгляды на роль денег в жизни, — говорит эксперт. — Но для семей с невысоким доходом, где взрослые, может быть, и сами не очень хорошо ориентируются в финансовых понятиях, те возможности, которые предоставлены детям в нашем проекте, трудно переоценить».
Точечная работа с аудиторией
Разработкой и преподаванием курса для переселенцев, людей, проживающих в республике десять и более лет и претендующих на российское гражданство, занимался Институт непрерывного образования при казанском Университете управления «ТИСБИ». Директор института Наталья Доронина рассказывает, зачем понадобилось уделять особое внимание этому направлению: «Татарстан всегда дружелюбно относился к людям из других стран, которые хотели бы жить в республике. У нас для них работают программы помощи и адаптации. Есть специальные виды поддержки, субсидии для тех, кто хотел бы основать своё дело или стать фермером. Именно поэтому нужен наш курс».
Особенностью курса, по словам Дорониной, стало разнообразие потребностей слушателей. У переселенцев в Татарстане нет ни территориальной концентрации, ни больших групп, занимающихся одним родом деятельности. Образовательный уровень тоже очень разный: встречаются и люди без рабочих квалификаций, и учёные. Поэтому участникам проекта только частично помог опыт других пилотных регионов (например, Калининграда, где разработан аналогичный курс), поскольку специфика аудитории другая.
Курс для переселенцев предполагает офлайн-обучение в течение 16 академических часов (два дня по 8 часов занятий). Слушатели получают информацию по двенадцати темам — от планирования семейного бюджета до пенсионных и налоговых вопросов. Но, учитывая активный возраст большинства слушателей, особое внимание уделяется нюансам программ для переселенцев, специфическим для них особенностям рынка труда, льготам для предпринимателей и фермеров, объяснению нового налогового статуса — самозанятых (Татарстан был в числе четырёх пилотных регионов, где стали применять этот статус).
Искать слушателей и мотивировать их на прохождение курса, по словам Натальи Дорониной, очень помогли педагогические работники и студенты вузов из тех стран, откуда прибыли переселенцы. Им, хорошо понимающим важность такой информации, удавалось донести эту идею до земляков. Помог и Дом дружбы народов Татарстана, оказывающий поддержку национально-культурным организациям народов республики. Всего курс на сегодня прослушали 550 человек.
Свой подход
Марат Прошкин, директор компании «Евразийские технологии», которой была доверена разработка онлайнового образовательного ресурса по финансовой грамотности для населения Республики Татарстан, рассказывает, что начали с изучения архангельского и томского аналогов. «Но делать пришлось всё равно по-своему, с учётом нашей специфики», — говорит эксперт.
В отличие от коллег, упор сделали на подачу информации в виде слайдов, сопровождаемых текстом. «Мы посчитали, что чисто текстовая реализация — не самый удачный вариант для подачи финансовой информации, — говорит Марат Прошкин. — Обширный текстовый документ не способен долго удерживать внимание слушателей». Более того, курс был озвучен, так что теперь он использует ещё один канал, который позволяет удержать внимание сидящего перед экраном компьютера.
Курс готовили опытные методисты, сотрудники финансовых кафедр казанских университетов. Для контроля результатов были введены электронная регистрация, а также входное (15 вопросов) и выходное (30 вопросов) тестирования. Для оценки успешности прохождения сравнивались результаты этих тестирований. К апробации привлекли 25 участников. Общей целью было добиться, чтобы курс прошла тысяча человек.
Три вопроса
про координационный совет по повышению финансовой грамотности населения
«Дружи с финансами» попросил рассказать о целях создания нового координационного органа координатора Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в Республике Татарстан профессора Анвара Гумерова.
— В чем идея создания координационного совета? — Повышением финансовой грамотности в регионе занимается довольно большое количество организаций, охватывающих как школьников и студентов, так и педагогических работников, безработных граждан, трудоспособное население республики, пенсионеров. Очевидно, что необходима согласованность действий участников, и в этой связи координационный совет должен обеспечить эффективное взаимодействие республиканских властей, банков, образовательных и общественных организаций.
— Почему он создан именно сейчас? — Потребность назрела давно, но именно сейчас в республике одновременно реализуется несколько масштабных проектов; более того, стали постоянно появляться интересные общественные и гражданские инициативы, требующие качественной оценки, поддержки и масштабирования. Именно на этом мы и сконцентрируемся с коллегами.
— Какие существующие проблемы должен решить новый орган такого высокого уровня?
— Всевозможные исследования показывают, что количество людей, готовых повышать уровень своей финансовой грамотности, растёт, и особенно актуально это в нестабильной экономической обстановке. В этой связи первоочередными задачами мы видим разработку и внедрение механизмов взаимодействия государства и общества, увеличение количества граждан, понимающих соотношение «риск — доходность» при выборе финансовых продуктов и важность наличия «финансового буфера» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций, увеличение доли действительных и потенциальных потребителей финансовых услуг, сравнивающих альтернативные предложения. Особый акцент считаем необходимым сделать на защите прав потребителей на финансовом рынке.
Ставку сделали на активное продвижение. Через службу «Татмедиа» составили презентацию, которая появилась в 80 местных изданиях. Два раза в праймтайм (с 18:00) Марат Прошкин рассказывал о курсе слушателям местного радио «Миллениум», популярного среди автовладельцев. Были проведены две информационные встречи в офлайне с потенциальными слушателями в Казани и одна — в Бугульме. Размещали рекламу в соцсетях. В результате плановые цифры удалось заметно перекрыть: привлекли 2 300 человек.
82% слушателей с первой попытки показали положительный результат тестирования. Теперь этот курс, по словам Марата Прошкина, будет передан Министерству образования Республики Татарстан для размещения на отдельном ресурсе. По оценкам экспертов, материалы курса без дальнейшего обновления сохранят свою актуальность по крайней мере в течение двух лет.
Уйти в онлайн
Онлайн-каналы доступа к слушателям стали по понятным причинам особенно важны с марта 2020 года — после введения ограничительных мер из-за эпидемии коронавируса. К разработке онлайн-курсов для детей в республике уже приступили. Хотя Елена Тихонова уверена, что при работе с маленькими детьми предпочтительнее всё-таки непосредственное общение.
Даже в период пандемии в республике разворачиваются новые подпроекты. Например, в Нижнекамске в рамках реализации подпроекта «Повышение финансовой грамотности на рабочем месте» в мае на градообразующих предприятиях было обучено свыше 1 500 человек. Это были сотрудники «Нижнекамскнефтехима», ТАНЕКО, «Таиф-НК» и структур УК «Татнефть-Нефтехим» (всего — 12 предприятий). Процесс обучения был инициирован Региональным центром финансовой грамотности и поддержан Министерством образования Республики Татарстан. Был выбран новый формат дистанционного обучения — платформа «Геткурс». Команда Национального центра финансовой грамотности (НЦФГ) подготовила учебный ресурс, доступ к которому сотрудники организаций получают по ссылке, разосланной по корпоративным каналам связи. После регистрации (с указанием своего имени и места работы) сотрудники могут пройти обучение в удобное для себя время, не отвлекаясь от рабочего процесса, — в том числе из дома. В личном кабинете размещены 10 уроков, охватывающих основные финансовые темы повседневной жизни. Тест сдаётся после изучения каждой темы. По итогам обучения выдаётся сертификат. Возникающие вопросы можно задавать специалисту, который оперативно на них отвечает.
Куратором проекта был выбран местный консультант-методист Алексей Фирстов — э ксперт Н ЦФГ, о бладающий н еобходимыми знаниями и опытом. Проект продолжает развиваться, к нему подключаются новые предприятия. Руководитель управления по работе с персоналом УК «Татнефть-Нефтехим» Татьяна Ситнова высоко оценивает полученные результаты: «Тема финансового благополучия касается каждого работника наших предприятий. По устным отзывам, участие в данном мероприятии позволило значительно расширить и закрепить знания. Возможно, ко многим сотрудникам придёт понимание, что необходимо постоянно повышать свой уровень грамотности в любом направлении».
Стресс-тест
Эпидемию коронавируса можно считать реальной стресс-проверкой финансовых привычек, нежданным тестом на финансовую грамотность, который позволит оценить результаты усилий всех участников Проекта.
Число официально зарегистрированных безработных в Республике Татарстан по итогам первых трёх месяцев составило 38,2 тыс. человек. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель вырос практически в четыре раза, по данным портала «Официальный Татарстан». Аналитическая служба издания «Реальное время» оценила количество безработных в республике к концу мая в 60 тыс. человек. Больше было только после кризиса 2008 года — 67 тыс.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), количество выданных банками в мае 2020-го потребительских кредитов в целом по России снизилось на 44,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По оценке консалтинговой группы Frank Research Group, отслеживающей банковский рынок, это соответствует уровню 2015 года, не самого удачного в новейшей истории банков. В Татарстане падение розничного кредитования оказалось даже более значительным — 47,8%. Это произошло в первую очередь из-за изменения политики банков, которые стали более осторожными при выдаче кредитов. Но и граждане в условиях неопределённости начали сознательно ограничивать свои траты. Кризис может подорвать благосостояние «перекредитованных» жителей республики.
Эпидемию коронавируса можно считать реальной стресс-проверкой финансовых привычек, нежданным тестом на финансовую грамотность, который позволит оценить результаты усилий всех участников Проекта
Но пока — по данным на середину июня — Татарстан проходит этот суровый экзамен вполне достойно. На 16 июня, как сообщил замруководителя исполкома Ильдар Шакиров на сессии Казанской гордумы, кредитные каникулы в Татарстане предоставлены 1 320 заёмщикам (за реструктуризацией кредитов обращались 3,5 тыс. заёмщиков, но не у всех доходы упали более чем на 30%, что является условием предоставления каникул).
По состоянию на 1 апреля 2020 года индекс кредитного здоровья, рассчитываемый компанией FICO по данным НБКИ, был выше среднего в трёх федеральных округах (среди них и Приволжский). Лидером является Центральный ФО — 100 процентных пунктов. Следом за ним расположились Приволжский и Северо-Западный ФО (по 97 п. п.).
Новый уровень координации
Одним из решений, принятых Правительством Республики Татарстан в разгар «коронакризиса», стало усиление работы по финансовому просвещению. С этой целью при республиканском правительстве был создан координационный совет по повышению финансовой грамотности населения. Такое распоряжение в начале июня подписал премьер-министр Республики Татарстан Алексей Песошин. Его председателем станет первый заместитель министра образования и науки республики Андрей Поминов, а сопредседателем — управляющий Нацбанком Республики Татарстан Марат Шарифуллин.
Координационный совет должен обеспечить взаимодействие республиканских властей, банков, образовательных и общественных организаций. Его задача — проводить мероприятия по финансовому просвещению населения республики и формировать приоритеты политики Татарстана в области защиты прав потребителей финансовых услуг с учётом стратегии повышения финансовой грамотности в РФ.
Комментарии отключены.