Регионы поделились опытом финансового просвещения
21–22 ноября в Москве представители регионов делились опытом реализации программ по повышению финансовой грамотности в рамках Межрегиональной конференции «Участие регионов в реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации».
Открыл конференцию Сергей Сторчак, заместитель министра финансов России. Он подчеркнул, что российский опыт реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» уникален для мировой практики и вызывает живой интерес у зарубежных коллег. Они обратили внимание на то, что регионы РФ чрезвычайно активно включились в его реализацию — и центр лидерства сместился из столицы на региональный уровень. Сегодня Россия находится на девятом месте в рейтинге стран «Большой двадцатки» по уровню финансовой грамотности среди взрослых и на четвёртом — среди школьников до 15 лет. Сергей Сторчак также отметил, что в стране уже создано 50 крупных образовательных программ, а обучение азам финграмотности прошли более 50 тыс. специалистов из 55 регионов.
Руководитель Роспотребнадзора Анна Попова напомнила, что ещё в 2016 году в субъектах РФ практически не было региональных органов, занимающихся защитой прав потребителей, а сегодня их уже 83. Актуальные направления работы в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг — это, по её мнению, решение проблем в области кредитования, страхования и микрокредитования. Она отметила, что одним из новых направлений деятельности Роспотребнадзора, динамично развивающимся в последние три года, стало взаимодействие с уязвимыми группами населения — инвалидами и людьми преклонного возраста, которые легко поддаются обману при оказании финансовых услуг.
Тему высокой актуальности защиты прав потребителей финансовых услуг развила Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ. В России есть благодатная почва для развития финграмотности — готовая к восприятию новой информации аудитория, ведь почти 44% россиян прямо говорят о том, что им не хватает финансовых знаний. «Многие думают, — подчеркнула Имаева, — что финграмотность — это про то, как стать богаче, но на самом деле речь идёт о задаче сохранить и не потерять. У нас 37% граждан не видят связи между высокими рисками и обещаниями высокой доходности, которые могут давать финансовые организации». Важно работать и в области повышения финансовой грамотности в цифровой сфере, а также формировать привычку осознанно тратить деньги, ведь только 17% россиян обладают навыком сбережения, опережающим траты. «Финансовая грамотность — многокомпонентная вещь, — отметила Имаева, — и на такой компонент, как знания, мы можем влиять. Однако нам очень сложно воздействовать на установки людей, которые воспроизводятся из поколения в поколение. Это уже ценностный уровень, с которым крайне сложно работать».
Первый зампредседателя Банка России Сергей Швецов рассказал о роли Центробанка в сокращении угроз финансовой безопасности россиян, о которых говорили предыдущие спикеры. Он обратил внимание на то, что российский финансовый рынок быстро развивается, интерес россиян к инструментам повышения доходов растёт, однако в то же время увеличиваются и риски граждан. К примеру, в России запущен такой продукт, как индивидуальные пенсионные счета, которых открыто уже больше миллиона. Но тут встаёт вопрос, насколько способны неквалифицированные инвесторы, к которым относится большинство открывающих эти счета, грамотно выбрать продукты для покупки и в целом следовать оптимальной стратегии инвестирования.
Спикеры федерального уровня задали общий тон мероприятия и обозначили основные цели реализации Проекта, но основная часть конференции была посвящена региональным аспектам финансового просвещения и опыту регионов в выстраивании полноценной экосистемы распространения знаний среди всех групп населения.
Заместитель губернатора и начальник департамента финансов Томской области Александр Феденёв рассказал о том, что в регионе активно заниматься финан совой грамотностью начали ещё за пять лет до запуска Проекта Минфина России. «У нас был свой интерес: мы выпускали и продолжаем выпускать облигационные займы для населения, — пояснил Феденёв. — И чтобы объяснить людям, что это такое, нам было необходимо повышать их знания в области финансов. Но и с самого начала, и сейчас мы не ставили цели сделать финансистами бол́ ьшую часть жителей региона. Наша задача в том, чтобы дать людям базовые ориентиры при принятии ежедневных финансовых решений». По словам Феденёва, изначально было понятно, что работать нужно со взрослым населением, но постепенно, через активное включение элементов финансового просвещения в систему образования, удалось вовлечь в процесс «ликвидации финансовой безграмотности» семьи целиком: детей, родителей, пенсионеров. Отдель но представитель Томской области обратил внимание коллег на то, что региональные программы и мероприятия в области финграмотности можно и нужно интегрировать в национальные проекты, такие как «Образование», «Цифровая экономика», «Демография» и пр.
Говоря о мотивации на реализацию проектов по повышению финансовой грамотности населения, большинство участников конференции ссылались на такие общие проблемы, как закредитованность населения, незнание им своих прав при потреблении финансовых услуг, низкая сопротивляемость мошенническим схемам и отсутствие у людей навыков грамотного выбора финансовых продуктов. В ряде регионов ситуация до начала реализации Проекта была близка к критической: фиксировались многочисленные случаи обмана (например, пайщиков кооперативов), всплески социальной напряжённости — вплоть до перекрытия автотрасс. Сходна мотивация регионов к участию в Проекте, но не только: похожи и механизмы создания системы распространения финграмотности во многих пилотных областях, где создавались Региональные финансовые центры в разных формах, рабочие группы, координационные комиссии, в отдельных местах и экспертные советы, куда входили представители общественности, учёные, журналисты, профессионалы в области финансовой грамотности. О таком опыте, например, рассказал Анатолий Горкин, заместитель министра финансов Калининградской области: «Мы пригласили в свой экспертный совет всех, кто мог подсказать нам, в правильном ли направлении мы движемся. Сейчас для новых подключающихся к Проекту регионов это, возможно, уже лишний орган, так как при участии Минфина создана большая база информационных материалов. Но мы у себя этот орган сохранили».
Ряд представителей регионов отметили, что на первом этапе реализации Проекта важными площадками для проведения обучающих мероприятий ставсе группы населения и вызвать доверие у людей — во многом благодаря очевидной неангажированности этих площадок.
На второй день конференции представители регионов более подробно рассказали об инструментах работы с населением. Татьяна Ярышева, координатор работ по реализации программы повышения финансовой грамотности на территории Алтайского края, акцентировала внимание слушателей на важности непосредственного взаимодействия с разными группами населения через сеть методических центров, которые созданы во всех пилотных регионах: «У нас существует три методических центра, один из них работает со взрослым населением через консультантов-методистов, которых на сегодня 380. Разумеется, обучено гораздо больше людей, но только 60–65% продолжают свою деятельность. На мой взгляд, и это очень неплохо. Мой совет: с консультантами необходимо постоянно работать; я периодически обзваниваю их и разговариваю с каждым отдельно».
В целом, по мнению Ярышевой, для регионов залог успеха в реализации госпрограммы на своём уровне — в правильном отборе консультантов и других заинтересованных участников, ведь это люди, непосредственно работающие с населением в МФЦ, библиотеках и других учреждениях, освещающие вопросы финансовой грамотности при оказании госуслуг и консультаций.
В Томской области Проект помогает развивать в том числе сельские территории. «Наш проект закрывает многие бреши, связанные с сокращением на селе количества и школ, и госучреждений», — отметила Елена Кузьмина, координатор работ по реализации программы повышения финансовой грамотности на территории Томской области. Она также поделилась опытом области в обучении педагогов финграмотности: «Основную проблему сами педагоги формулируют так: я не вполне уверен в своих знаниях по этой теме, поэтому мне сложно выходить на детскую аудиторию. И мы поняли, что запрос на повышение финграмотности сформирован и учениками, и учителями — но их нужно обеспечить хорошей методической поддержкой, причём постоянной, ведь в финансовой сфере всё быстро меняется и постоянно возникают новые вызовы».
Представители большинства регионов, присутствовавших на конференции, заявили, что собираются проводить мероприятия по повышению финграмотности и по истечении срока реализации Проекта Минфина, хотя это и будет делать сложнее. «Мы ещё далеко не достигли поставленных целей, — отметил Андрей Бокарев, директор Департамента международных финансовых отношений Минфина России. — Не имеет смысла останавливаться, иначе мы рискуем вернуться к ситуации, близкой к той, от которой отталкивались 7–8 лет назад. Поэтому мы ведём разговор о продолжении Проекта. Здесь важны усилия всех ведомств, и мы будем сообща реализовывать все задачи. Но чтобы обеспечить плавный переход на несколько иные рельсы реализации Проекта, постепенно часть активностей перейдёт на более привычную схему бюджетного финансирования, когда в рамках существующих госпрограмм будут предусматриваться ассигнования на регулярной основе при планировании трёхлетнего бюджета».
Комментарии отключены.