— Какое место занимает преподавание финансовой грамотности в школе? Это обязательный предмет, факультатив или какая-то другая форма?
— Сегодня финансовая грамотность постепенно входит в образовательную программу общеобразовательной организации. Это продиктовано самой жизнью. Мы видим, как меняются мир, общество, сами дети и их потребности в знаниях и практических умениях, поэтому современная школа должна создать условия для детей, чтобы они имели возможность удовлетворять свои потребности в образовании и не отставать от сверстников из других развитых стран.
Финансовая грамотность в образовательных организациях
Мы идём к тому, чтобы во всех школах в той или иной степени рассматривались вопросы финансовой грамотности. Это могут быть разные форматы: отдельные темы уже сегодня включены в программу (в составе обязательных предметов, таких как обществознание и математика), большой потенциал имеют внеурочная деятельность, факультативные и элективные курсы.
Про обязательный предмет говорить рано: есть много проблем с перегруженностью образовательной программы школы. Мы знаем, что в разных странах используются разные модели: где-то есть обязательный предмет, где-то — в форме дополнительного образования или включения модулей в обязательные предметы. Нужно ещё смотреть, исследовать, подбирать наиболее эффективную модель для нашей страны. Совместно с Минфином России мы проводим эту работу.
— Есть ли какая-то статистика преподавания финансовой грамотности в школе? Какие регионы с этой точки зрения вы бы выделили прежде всего?
— Перечень мероприятий ранее действовавшего Министерства образования и науки Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций на 2017–2021 годы предусматривает проведение ежегодного мониторинга образовательных организаций по внедрению финансовой грамотности.
В мониторинге за 2017/18 учебный год приняли участие более 40 тысяч государственных (муниципальных) образовательных организаций, расположенных в городской и сельской местности и реализующих программы общего образования, из всех субъектов Российской Федерации. По его данным, программы повышения финансовой грамотности на уровне общего образования реализуются в 85 субъектах Российской Федерации. Более 70% опрошенных организаций проводят мероприятия и реализуют программы по повышению финансовой грамотности. 35% — на уровне начального общего образования, 62% — на уровне основного общего образования. В этом процессе задействовано свыше 200 тысяч педагогов, уроками охвачено более 5,3 миллиона учащихся. Учащиеся из более чем 10 тысяч общеобразовательных организаций приняли участие в олимпиадах по финансовой грамотности.
Как показывает практика внедрения финансовой грамотности в школы, дети понимают значимость такого обучения для себя лично, для своего будущего
Большинство организаций (около 60%) отметили наличие информационно-методических материалов и материально-технических условий, которые обеспечивают реализацию образовательных программ, включающих основы финансовой грамотности. 42% организаций заявили о наличии таких материалов в электронной форме.
Возвращаясь ко второй части вопроса, хотела бы отметить, что наиболее активное внедрение финансовой грамотности в образовательный процесс наблюдается в Республике Башкортостан, Республике Татарстан, а также в Московской, Ростовской, Свердловской и Челябинской областях, на Алтае и в Томске.
— Каковы перспективы повышения финансовой грамотности наших школьников? Есть ли планы по расширению объёмов преподавания финансовой грамотности?
— Полагаю, перспективы очень большие. Как показывает апробация и практика внедрения финансовой грамотности в школы, детям очень нравится, они понимают значимость такого обучения для себя лично, для своего будущего.
Мы рекомендуем педагогам и руководителям образовательных организаций использовать наработки, созданные в рамках Проекта Минфина России и программы Банка России
Говоря о расширении, нужно учитывать специфику нашей образовательной системы, при которой образовательная организация (школа) имеет много свободы в формировании программы обучения; это так называемая часть образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений. То есть уже сегодня сама школа имеет возможность включать больше различных форм обучения финансовой грамотности. Помимо уже названных — внеурочной деятельности, элективных и факультативных курсов, — может быть дополнительное образование (кружки, клубы), а также различного рода мероприятия программы воспитания. Здесь мы рекомендуем педагогам и руководителям образовательных организаций использовать наработки, созданные в рамках Проекта Минфина России и программы Банка России. Создан огромный учебно-методический потенциал: учебные программы и пособия для разных форматов обучения, методические рекомендации для учителей и педагогов дополнительного образования, огромный массив вспомогательных образовательных ресурсов — мультфильмы, обучающие видеоролики, мобильные приложения и игры, плакаты, брошюры и многое другое.
— Найдёт ли отражение проблематика финансовой грамотности в новых редакциях Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)?
— Мы получили предложения по включению элементов финансовой грамотности от Министерства финансов, Банка России, Федеральной налоговой службы. Таким образом, через ФГОС мы сможем заложить нормативную основу содержания образования в части финансовой грамотности, а далее в примерных основных образовательных программах развернём это содержание более детально. Важно сделать так, чтобы образовательный процесс давал актуальные на сегодня навыки и знания.
Комментарии отключены.