— Расскажите, что послужило отправной точкой для подготовки консультантов по финансовой грамотности в России.
— Ещё на этапе подготовки Проекта Минфина России перед нами стоял вопрос: как достучаться до взрослого населения, которое является ключевой целевой аудиторией Проекта и нуждается в повышении своей финансовой грамотности? Изначальной идеей было просвещать взрослых людей в рамках массовых мероприятий, таких как всероссийские недели финансовой грамотности. Этот подход имеет свои плюсы: массовость, открытые мероприятия, образовательно-развлекательный подход. Но, конечно, этого недостаточно для систематического просвещения, поэтому впоследствии добавились более таргетированные форматы: обучение взрослых людей на рабочем месте, программы для более узких аудиторий. Для любого из этих форматов нужны профессионалы, обладающие необходимыми компетенциями.
Мы понимали, что просто преподаватели или сотрудники финансовых организаций вряд ли смогут решить эти задачи без дополнительной подготовки. Потому что первые чаще всего далеки от практики, а вторые смотрят на финансовые продукты и услуги с точки зрения необходимости их продать, а не глазами потребителя. Национальный центр финансовой грамотности и Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации взяли на себя функцию — в рамках Проекта впервые в России подготовить консультантов по финансовой грамотности.
— Чем эти специалисты отличаются от обычных финансовых консультантов?
— Это два разных вида деятельности. Основной водораздел проходит в том, что консультанты по финансовой грамотности занимаются именно финансовым просвещением, обучают граждан, как вести бюджет, планировать, ставить цели, принимать финансовые решения, как обезопасить себя от мошенников, то есть дают «удочку», базис, а не предлагают конкретные инвестиционные советы или продажу конкретных финансовых продуктов и услуг конкретных организаций. то есть в основе лежит разделение финансовой грамотности, с одной стороны, и маркетинга, рекламы, продаж услуг — с другой. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации чётко формулирует положения о недопущении конфликта интересов. Мы основываемся и на международных подходах и рекомендациях в этой области, разработанных Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и принятых «Группой двадцати» (G20).
Наши консультанты прежде всего учат анализировать информацию, определять критерии для выбора и контрагента, и финансовой услуги. Советуют, как действовать, чтобы накопить сбережения. если речь идёт об инвестировании, в первую очередь консультанты объясняют важность понимания соотношения риска и доходности. В соглашениях с консультантами, работающими в рамках Проекта Минфина России, прямо зафиксировано, что они не имеют права давать индивидуальные рекомендации, связанные с инвестициями.
Проект нацелен прежде всего на людей с низкими доходами и небольшими сбережениями, поэтому наши консультанты также рассказывают о льготах, субсидиях и налоговых вычетах, что способствует повышению качества жизни граждан. Изменения происходят у нас на глазах: люди, которые участвуют в мероприятиях по финансовой грамотности в Москве и регионах, с каждым разом задают всё более зрелые вопросы и демонстрируют более ответственное финансовое поведение.
— Можно ли сказать, что обученные консультанты по финграмотности закладывают основу для развития рынка независимых консультантов?
— Не исключено, что институт консультантов Проекта Минфина России косвенно способствует развитию и рынка финансового консалтинга в нашей стране, созданию спроса на эти услуги. И всё же консультанты — прежде всего просветители, выполняющие социальную миссию.
На мой взгляд, важным направлением для развития деятельности консультантов по финансовой грамотности является их интеграция в социальную сферу: в работу социальных, трудовых, миграционных служб, систему ПФР и т. д. В такие организации люди чаще всего обращаются за помощью, и их запросы зачастую требуют квалифицированной финансовой консультации. Ведь, с одной стороны, они не всегда знают, например, об имеющихся возможностях социальной поддержки, с другой — не всегда готовы разумно распорядиться полученной помощью. К примеру, люди с самыми низкими доходами, получив социальную помощь от государства, зачастую бóльшую часть суммы сразу же отдают микрофинансовым организациям для погашения своей задолженности по займам до зарплаты и другим видам дорогостоящих займов. таким образом получается, что на деле помощь оказывается не столько гражданам, сколько «ростовщикам».
Проблема в том, что люди порой не знают, как справиться со сложной финансовой ситуацией, а ведь бывают и шоковые случаи: потеря работы, заболевания и т. д. таким людям нужна помощь, чтобы получить объективную картину своей финансовой жизни и понять, что может её изменить к лучшему (например, налоговые вычеты, субсидии и т. д.). Именно здесь может быть востребована помощь консультантов, обученных в рамках Проекта. Особенно актуальной она становится в ситуации, вызванной пандемией и экономическими последствиями, затронувшими людей. При этом каждый новый слой проблем требует новых подходов для их решения. К примеру, в настоящий момент принята новая редакция закона о банкротстве, который повлияет на рост количества банкротств физлиц. Однако полностью этот закон не избавит людей от проблем. так или иначе возникнут новые вопросы. Например, что делать человеку после банкротства, как научиться управлять своими финансами? Кто ему в этом поможет? На мой взгляд, им также может быть полезной помощь финансовых консультантов и обучение финансовой грамотности, что позволит им не попасть снова в аналогичную ситуацию.
— Какие шаги может сегодня предпринять человек, чтобы получить ответы на вопросы, в том числе вызванные шоковыми ситуациями?
— Если речь идёт о пилотных регионах Проекта, то почти в каждом из них созданы и работают региональные центры финансовой грамотности (РЦФГ), которые в большинстве своём функционируют по принципу одного окна. Обратившись в РЦФГ, человек может получить бесплатную консультацию, помощь в составлении обращения в Роспотребнадзор или в любую другую организацию в зависимости от проблемы. есть также возможность пройти обучение, в том числе дистанционное (этот формат хорош тем, что обеспечивает широкий охват аудитории, и особенно актуален сейчас). В других регионах с этим пока сложнее. Однако мы рассчитываем на тиражирование опыта пилотных регионов: помощь финансовых консультантов должна быть доступна и организована во всех регионах страны. В рамках реализации Стратегии и Проекта Минфина России мы готовы помочь субъектам федерации настроить эту работу.
— Какой может быть роль финансовых консультантов в создании модели «одного окна»?
— Прежде всего, именно консультанты, подготовленные и обученные в рамках Проекта, оказывают населению консультационные услуги и проводят обучение в РЦФГ — в рамках образовательных программ или открытых масштабных мероприятий. Другой важный формат, который активно развивается в регионах, — разработанная НЦФГ программа повышения финансовой грамотности на рабочих местах. Мы видим высокий спрос на эту программу со стороны работодателей, многие из которых уже понимают, насколько финансовая сторона жизни важна для каждого сотрудника. Находясь в конкурентной борьбе за человеческий капитал, крупные компании начинают включать в социальный пакет программы обучения финансовой грамотности своих сотрудников (такой опыт распространён за рубежом). В этом заинтересован бизнес любого калибра, ведь если у сотрудника всё в порядке с личными финансами, то и производительность его труда возрастает: человек не отвлекается на свои личные проблемы и даже болеет меньше. Как известно, финансовый стресс как разновидность психологического стресса является одной из основных причин заболеваний. таким образом финансовая грамотность сотрудников приносит пользу как для компаний, так и для людей. При этом, как правило, у работодателей нет кадров, чтобы обеспечивать это направление: для этого нужны финансовые консультанты. Сегодня в рамках Проекта Минфина России обучение сотрудников для компаний проходит бесплатно, однако в будущем, надеюсь, бизнес также будет вносить свой посильный вклад. так что эта сфера приложения сил консультантов Проекта также может быть перспективна.
— Получит ли продолжение программа обучения консультантов после завершения Проекта?
— Мы надеемся, что в соответствии со Стратегией и дорожной картой деятельность, связанная с подготовкой консультантов и их методической поддержкой, будет продолжена в определённых форматах, которые сейчас обсуждаются в Минфине. Несмотря на то что Проект заканчивается в 2020 году (сроки реализации Проекта были продлены: изначально его планировали завершить в 2016 году), государственная Стратегия повышения финграмотности никуда не уходит: она рассчитана до 2023 года.
— На ваш взгляд, достаточное ли количество консультантов обучено? Есть ли в принципе необходимость в дальнейшей подготовке?
— Сегодня консультанты работают ещё не во всех регионах, при этом во многих субъектах федерации их количество недостаточно. я думаю, работа, связанная с подготовкой консультантов, в той или иной мере должна продолжаться. Однако, на мой взгляд, не менее важно думать о том, как эффективно использовать этот потенциал в дальнейшем. Необходимо продолжать методическую поддержку консультантов: законодательство постоянно меняется, и консультанты должны иметь возможность своевременно актуализировать свои знания. Необходима работа, связанная с нетворкингом, которая увеличивает мотивацию людей, но при этом предполагает более тонкие настройки. Консультанты работают с проблемами людей, поэтому очень важно поддерживать их собственную мотивацию, предотвращать возможное психологическое выгорание.
Кроме этого, консультанты являются мощным ресурсом и своего рода кадровым резервом для регионов, которые только начинают выстраивать свою деятельность в области финграмотности. есть примеры, когда именно активные консультанты становятся инициаторами появления в своих регионах центров финграмотности и по собственной инициативе поднимают эти вопросы с местными властями. Причём это основано на взаимном интересе: руководство регионов заинтересовано проводить такую работу, но зачастую не хватает кадров, а порой и понимания, как это сделать. Поэтому подготовленные в Проекте консультанты являются своего рода послами финансовой грамотности в регионах. Их энтузиазм, энергия и мотивация помогать людям достойны уважения и поддержки.
Комментарии отключены.