Умение использовать финансовые инструменты, правильно распоряжаться собственными доходами и сберегать относится к базовым навыкам, которыми сегодня должен владеть каждый. Особенно на фоне технологической революции, которая затронула прежде всего финансовую сферу: в последние годы новые инструменты и сопутствующие им риски «обновляются» с завидной регулярностью. Опасности принять неправильное финансовое решение или стать жертвой мошенников подвержены все слои населения. Однако есть группы, которые в силу психологических или физических особенностей рискуют больше других. Среди них — воспитанники детских домов и интернатов, приёмные дети и дети с особенностями развития. Как донести основы финансовой грамотности до этих групп, сделав так, чтобы они не пополнили ряды «обманутых» или «исключённых» потребителей? На что обращать внимание, работая именно с этой целевой аудиторией?
Семейный вопрос
Дети, которые выросли в стенах интернатов, сегодня посещают точно такие же общеобразовательные школы, что и их социально благополучные ровесники. Однако, несмотря на равные возможности в плане обучения, они остаются намного менее осведомлёнными в финансовых делах, чем их одноклассники. Если те, кто живёт с родителями, имеют возможность приобретать финансовые знания и навыки «в фоновом режиме», ежедневно становясь невольными свидетелями «взрослой жизни», то обособленная жизнь детей в интернате исключает возможность их столкновения с экономической реальностью. В этой связи у экспертов возникает вопрос: к какому опыту следует апеллировать, чтобы компенсировать недостаток тех знаний, что получают их сверстники, растущие в семьях?
По мнению Алексея Муранова, координатора образовательных программ Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», методика обучения социально незащищённых детей должна учитывать две важные особенности. «Первая — это отсутствие у них бытового каждодневного опыта жизни в семье, — говорит эксперт. — В обычных учебниках ссылки на этот опыт присутствуют постоянно: «обсудите с родителями», «спросите у родителей». Социально незащищённым детям этот опыт нужно имитировать, придумывать. Вторая особенность: финансовые ошибки детей, выросших с родителями, не так опасны.У них всегда за плечами ресурс семьи. Если что-нибудь произойдёт, родители не оставят их в беде: потеря денег, скорее всего, не будет означать для них потерю крова или средств к существованию. У детей из интерната такого ресурса нет. Они могут рассчитывать только на самих себя. Поэтому их ошибки могут иметь катастрофические для их судьбы последствия».
Алексей Курносов, координатор мероприятий Центра ГРАНИ:
Когда выплата пособия прекращается по достижении совершеннолетия, выпускники интернатов зачастую не понимают, что им делать: начинают брать кредиты или залезают в долги к более успешным выпускникам
С учётом таких особенностей в рамках Проекта Минфина недавно был разработан учебник, ориентированный на социально незащищённых детей. По словам Алексея Муранова, он уже прошёл апробацию в нескольких регионах и выйдет массовым тиражом к началу следующего года. Учебник предполагается распространить в 60 регионах, где в рамках Проекта с конца 2016 года обучение по программе повышения финансовой грамотности прошли педагоги, которые работают в организациях для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основное отличие книги, рассчитанной на социально незащищённых детей, — более подробное описание всех аспектов финансовой жизни. Кроме этого, многие важные для детей вопросы объясняются в учебнике на примере игровых ситуаций, над которыми предложено подумать в группе или самостоятельно — вместо того чтобы обратиться за советом к родителям.
Финансовая свобода
Основные проблемы выпускников интернатов чаще всего начинаются с момента достижения ими совершеннолетия. Конечно, государство заботится о сиротах, предоставляя им жилплощадь и пособия. Опасность заключается в том, что выпускник может не суметь правильно распорядиться своими ресурсами.
Воспитанники интернатов привыкают к помощи со стороны государства. И это зачастую формирует у них инфантильный стереотип финансового поведения
По оценке координатора мероприятий пермского Центра гражданского анализа и независимых исследований (ГРАНИ) Алексея Курносова, дети, которые живут в детских домах, центрах помощи или в приёмных семьях, иногда могут даже лучше своих сверстников уметь пользоваться банковскими карточками или сравнительно неплохо разбираться в интернет-банкинге. Намного хуже дела обстоят с вопросами сбережения собственных средств. Причина в том, что до момента наступления совершеннолетия все финансовые решения за них принимают взрослые — приёмные родители или специалисты органов опеки.
Конечно же, «обычные» дети также могут быть не искушены в финансовых вопросах, однако сироты, как правило, обладают ещё меньшими представлениями о социально-экономических реалиях. «Поскольку они привыкают к помощи со стороны государства, у них возникает ощущение, что этот денежный поток никогда не иссякнет, — объясняет Алексей Курносов. — И в ситуации отсутствия финансовой ответственности у таких детей формируется инфантильный стереотип поведения. В результате, когда выплата пособия прекращается по достижении совершеннолетия, они зачастую не понимают, что им делать: начинают брать кредиты или залезают в долги к более успешным выпускникам».
Нередко выпускники интернатов, достигнув совершеннолетия, получают целиком пенсию по утрате кормильца, которая успела накопиться на их счёте. Это может быть очень приличная сумма, которую можно потратить разумно — например, вложив в недвижимость. Однако вместо этого дети могут потратить все деньги моментально — на празднование дня рождения или дорогие подарки для друзей. «Это происходит в тех случаях, если у человека не успело сложиться представление о том, как можно разумно распоряжаться крупными суммами», — объясняет эксперт.
Татьяна Ярышева, координатор работ по реализации программы повышения финансовой грамотности на территории Алтайского края:
Алтайский опыт
В Алтайском крае организуются просветительские мероприятия и встречи с детьми из семей, попавших в сложную ситуацию. Зачастую это разновозрастные группы, в которых мы обсуждаем вопросы формирования личных финансов, подросткового заработка, планирования, грамотного распределения финансовых ресурсов. С малышами играем в простые игры и викторины, разгадываем загадки и ребусы. Стоит отметить, что это очень благодарная аудитория, они очень внимательны и исполнительны. Дети постарше делятся собственным финансовым опытом. Многие из них уже точно знают, куда пойдут учиться, какую профессию выберут.
Второе направление — это работа в центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В крае функционирует 22 таких центра. В 17 из них работают педагоги, прошедшие обучение по программе «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся». Более чем в половине организаций темы повышения компетенций воспитанников в области финансовой грамотности включены в программы социализации и реализуются через такие формы, как семейный час, развивающие игровые занятия, финансовые квесты, викторины, конкурсы. Отдельные учреждения имеют собственные авторские программы. Например, КГБУ «Рубцовский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» разработал общеобразовательную общеразвивающую программу «Азбука финансов» для воспитанников 7–10 лет. КГБУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», был включён в проект «Разработка, апробация и внедрение системы вовлечения школьников и студентов Алтайского края в волонтёрскую деятельность в области повышения финансовой грамотности и ответственного финансового поведения детей и молодёжи» и развивает, помимо личных компетенций в области финансовой грамотности, ещё и добровольческие навыки у своих воспитанников, что дополнительно способствует их социализации и адаптации в обществе.
Пермский Центр ГРАНИ в настоящее время тестирует курс финансовой грамотности, рассчитанный на школы приёмных родителей. По мнению авторов, именно приёмные родители должны стать проводниками финансовых знаний для своих воспитанников. Как объясняет Алексей Курносов, прежде чем принять ребёнка под свою опеку, они обязаны пройти специальный курс обучения, который традиционно затрагивает психологические аспекты, но, к сожалению, пока не включает в себя вопросы финансовой грамотности и экономики. «Запрос на изучение таких дисциплин транслировали и родители, и региональные органы власти, в распоряжении которых не было инструмента для системной работы, — говорит эксперт. — Сейчас на базе нашего центра мы готовим методические материалы, которые смогут восполнить этот пробел».
Чтобы восполнить пробел, в прошлом году Центр ГРАНИ разработал материалы для приёмных родителей, органов опеки и попечительства, организаций, в которых проживают дети-сироты и недееспособные совершеннолетние. Материалы включают справочник по финансовой грамотности, брошюру о диспансеризации финансового здоровья, просветительские плакаты, буклеты и т. д. Проект был реализован в Пермском крае, Челябинской области и Ханты-Мансийском автономном округе.
В этом году Центр готовит методические материалы, направленные на обучение более узкой аудитории: преподавателей школ, приёмных родителей и других специалистов, работающих с приёмными семьями. Этот проект нацелен уже на пять регионов: Пермский край, Челябинскую область, Республику Коми, Республику Саха (Якутия) и Ямало-Ненецкий автономный округ. Во время обучения приёмные родители получат представление о финансовых продуктах и услугах, познакомятся с инструментами накопления и сохранения средств, а также юридическими и экономическими аспектами управления имуществом приёмного ребёнка. Большое внимание в рамках этого курса уделяется вопросам финансовой безопасности.
Особый запрос
В группе социально незащищённых особое место занимают дети с ограничениями по слуху или зрению либо с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Чтобы сделать обучение эффективным, требуется глубокое понимание специфики усвоения знаний такими детьми, считает Ольга Андреева, координатор проекта финансовой грамотности для детей с ограниченными возможностями в Волгоградской области.
Пилотный проект по разработке методики преподавания финграмотности для таких детей четыре года назад был подготовлен в Волгограде, и к настоящему моменту, по словам Андреевой, обучение прошли 200 воспитанников интернатов области, на которых была рассчитана методика и пособия. Сейчас элементы проекта используют и в других регионах.
Подготовка учебных материалов для детей с особенностями велась на базе Волгоградского социально-педагогического университета: экономический факультет разрабатывал основное содержание учебников и пособий, а факультет коррекционной педагогики адаптировал содержание, исходя из возможностей восприятия целевой группы.
К примеру, для слабослышащих детей уровень экономических знаний, который они получают в течение одного урока, должен быть значительно упрощён, отмечает Ольга Андреева. Объём аудио- и печатных материалов также нужно уменьшать по причине того, что у таких детей, как правило, небольшой словарный запас. «За урок возможно ввести максимум 3–4 новых термина, дать им определение, выяснить, с какими другими словами они сочетаются, — детализирует Андреева. — Акцент нужно делать на видеоскетчах, которые впоследствии разбираются вместе с сурдопереводчиком». Для детей с плохим зрением лучше готовить качественные аудиоматериалы. В пособиях, рассчитанных на эту группу обучающихся, упор был сделан на цвет, размер шрифта и другие нюансы, позволяющие упростить восприятие информации.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут получать информацию в полном объёме, однако рабочие тетради для них переработаны, исходя из понимания того, что таким детям обычно сложно писать. «Все проверочные материалы имеют прежде всего тестовый характер: «обведи кружочком», «поставь галочку», «выбери правильный ответ»», — объясняет Ольга.
По её мнению, при создании образовательных программ для детей с ограниченными возможностями очень важно проводить тестирование методики преподавания финграмотности вместе с людьми, у которых есть такие же ограничения по здоровью: «Можно привлечь каких угодно гениальных экономистов и педагогов, создать действительно замечательную методику, но она не будет работать, если в ней не учтены особенности восприятия материала обучающимися».
Прямой контакт
Эксперты считают, что все методики, направленные на детей, должны формироваться и реализовываться точечно, с учётом возможностей и потребностей определённой аудитории. Занимаясь разработкой программы, важно помнить о том, что проект в конечном итоге должен «дотянуться» до детей.
По мнению Гюзеллы Николайшвили, генерального директора АНО «Лаборатория социальной рекламы» (в 2014 году компания занималась рекламным, информационным и контент- обеспечением проекта «Будь в плюсе»), создание хорошей методики не является гарантией того, что она будет работать. «Несколько лет назад в рамках проекта «Будь в плюсе» мы работали с педагогами, объясняли им свою методику, получали обратную связь, — рассказывает Николайшвили. — Однако, на мой взгляд, было бы намного эффективнее работать с детьми напрямую: для этого нужно искать «серые» зоны, закрытые социальные группы, где зарегистрированы такие дети, работать с лидерами, которым они доверяют, или выходить на непосредственный контакт, организуя специальные и нестандартные мероприятия. Прежде всего — в малых городах, которые редко попадают в поле зрения авторов программ».
Ольга Андреева, координатор проекта финансовой грамотности для детей с ограниченными возможностями в Волгоградской области:
Можно привлечь каких угодно гениальных экономистов и педагогов, создать действительно замечательную методику, но она не будет работать, если в ней не учтены особенности восприятия материала обучающимися — детьми с физическими ограничениями
Проблема в том, отмечает Гюзелла Николайшвили, чтобы одновременно получить необходимые для отчётов показатели и в то же время добраться до аудитории, которая постоянно «уходит в тень».
Обязательно к прочтению
Финансовую грамотность сегодня относят к числу дополнительных предметов школьной программы. Решение о том, предлагать ли её изучение детям, образовательная организация принимает самостоятельно, исходя в том числе из имеющихся ресурсов. По мнению экспертов, это также представляет собой проблему, которая острее всего стоит перед детьми-сиротами. Ведь они могут оказаться в школе, где финграмотность не предусмотрена.
Существующие курсы обучения приёмных родителей сфокусированы на психологических аспектах, но пока не включают элементов обучения финансовой грамотности
«Именно поэтому финансовая грамотность должна стать обязательным предметом для детей, оставшихся без попечения родителей, — считает Алексей Муранов. — И чем раньше, тем лучше. Финансовая грамотность сводится к довольно простым вещам. Этот предмет учит тому, как аккуратно относиться к деньгам, как планировать индивидуальный и семейный бюджет, как учитывать расходы. Речь здесь идёт скорее о психологии, чем об экономике. А поскольку этот психологический опыт в жизни воспитанников интернатов отсутствует по определению, компенсировать его нужно в обязательном порядке».
Комментарии отключены.