— Что стало непосредственным толчком к запуску проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»?
— Первый раз в Российской Федерации тема повышения финансовой грамотности зазвучала в 2006 году, когда наша страна председательствовала в «Группе восьми» и Министерство финансов, отвечавшее за наполнение повестки финансового трека «восьмёрки», предложило для обсуждения на уровне министров финансов проблематику финансовой грамотности. Это и стало отправной точкой, от которой можно вести отсчёт истории Проекта.
На тот момент тема распространения финансовой грамотности для нашей страны была абсолютно новой, в России ею никто не занимался, соответствующих исследований не проводилось, не было никакой институциональной базы, кадров. Наше дальнейшее взаимодействие с коллегами по «восьмёрке», с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Всемирным банком дало нам возможность погрузиться в тему глубже, проанализировать её, изучить опыт тех стран, которые уже на протяжении целого ряда лет занимались финансовым образованием населения, — таких как Великобритания, США, Австралия. К концу 2000-х сформировалось понимание того, что программу повышения финансовой грамотности населения необходимо запускать и в России, нужно создавать соответствующую институциональную и экспертную основу, чтобы в этой работе принимало участие как можно больше различных организаций и просто заинтересованных лиц.
Так появилась идея сделать совместно со Всемирным банком проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Идея была поддержана Правительством Российской Федерации, в 2011 году принято соответствующее решение о начале реализации программы, подписано соглашение со Всемирным банком. Оглядываясь назад, сейчас можно сказать, что на момент запуска программы мы (по крайней мере та команда, которая стояла у истоков и продолжает ей заниматься) не осознавали всего масштаба задач и сложности того, с чем нам придётся столкнуться. Но «дорогу осилит идущий» — программа повышения финансовой грамотности в России была запущена.
— Почему партнёром стал именно Всемирный банк?
— Всемирный банк (вместе с ОЭСР) — лидер среди международных финансовых институтов, занимающихся распространением финансовой грамотности. У нас были интересные предложения от нескольких стран об обмене опытом на двусторонней основе, но мы хотели не создавать свой потенциал в этой области под углом зрения какой-то одной (пусть даже самой успешной) страны, а взглянуть на проблему и способы её решения всесторонне, изучить разные аспекты финансовой грамотности, используя опыт целого ряда стран из разных регионов мира. В этом плане Всемирный банк оказался наиболее очевидным партнёром. При этом нам принципиально важно было не столько получение финансовых ресурсов со стороны банка, сколько его экспертиза, опыт, возможность привлечения специалистов, которые оказали бы нам содействие на первых этапах подготовки программы.
— На какие страны при разработке программы повышения финансовой грамотности в России вы ориентировались прежде всего?
— Сразу была принята установка, что мы не копируем чей-то опыт, пусть даже самый успешный. Мы исходили из того, что у России должен быть свой путь и свой подход. И не потому, что мы всегда ищем что-то «посконное» и «домотканое», а потому что есть объективные причины, по которым не стоит слепо копировать зарубежную практику.
Во-первых, как показывает более глубокое погружение в проблематику финансовой грамотности, в большинстве случаев нет универсальных рецептов и инструментов, которые одинаково эффективно работали бы везде. Всюду своя специфика.
Во-вторых, вопрос повышения финансовой грамотности актуален для всех стран, независимо от уровня их экономического развития, дохода на душу населения, исторического пути. Сложностей, с которыми сталкиваются развитые экономики, тоже более чем достаточно. Например, когда мы анализировали опыт США (надо сказать, не самый успешный), сами американские коллеги говорили нам о такой нерешённой проблеме, как владение языком. Около трети населения США либо вообще не владеет английским, либо не знает его на достаточном уровне. Там очень велика доля эмигрантов, выходцев из стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, из Китая, которые проживают компактно. Английский язык в повседневной жизни им не нужен. До этих людей сложно донести элементарные вещи. Налоговые декларации за них заполняют специальные люди из числа соотечественников. В Российской Федерации мы с такой проблемой пока не сталкивались.
В-третьих, серьёзный отпечаток наложило то, что наша страна на протяжении более чем 70 лет развивалась в условиях совершенно другой экономической системы, принципов управления, в условиях неразвитости финансового рынка, банковского сектора, наличия ограниченного числа банковских продуктов. Нужно также принимать во внимание высокий уровень патерналистских ожиданий в отношении государства, свойственный большей части российского населения. Когда мы проводили первые замеры, выяснилось: более 30% граждан считают, что государство должно им компенсировать убытки в случае неудачного инвестирования — вне зависимости от того, в какие инструменты они вкладывают средства (будь то даже частный фонд, акции, облигации). Хотя государство здесь по определению ничего не может гарантировать. Сложно найти где-то успешный зарубежный опыт, который учитывал бы все эти аспекты и специфику.
За три года российские школьники сделали самый большой шаг вперёд по сравнению со сверстниками из других стран
Мы постарались широко проанализировать практику и опыт многих стран. И если заимствовали и использовали какие-то интересные идеи, подходы, варианты решений у себя, то речь не шла о слепом копировании. Мы всё это максимально адаптировали к российской действительности, к интересам наших граждан.
— Можете вспомнить примеры такого рода идей?
— Работая над созданием портала «Вашифинансы.рф», мы анализировали целый ряд иностранных сайтов. Здесь для нас ориентиром стал портал, который администрировало новозеландское агентство по финансовой грамотности. Зато интернет-ресурс по финансовой грамотности в США показался нам крайне скудным, неинтересным и не учитывающим возрастные особенности.
Другой пример. Когда мы подходили к разработке учебных пособий для школ, то за отправную точку взяли опыт Великобритании, где изучение финансовой грамотности поначалу являлось факультативной задачей, а сейчас входит в обязательную школьную программу. Но там преподавание этого предмета ограничено последними классами, британские старшеклассники уделяют этому только завершающие год–полтора своего обучения. Мы пошли дальше, и в результате в рамках нашего Национального проекта был разработан первый в мире (можно об этом смело говорить!) комплекс учебно-методических материалов для школ, охватывающий почти все классы — со второго по одиннадцатый. Ни в одной стране мира к тому моменту такой широкий спектр учебных материалов не предлагался.
Ещё один пример. Нам понравился опыт Южно-Африканской Республики, которая активно продвигала тематику финансовой грамотности на телевидении. Там снимали специальные сериалы продолжительностью 20–30 минут либо с элементами финансовой грамотности, либо непосредственно о ней. В одном из сериалов на примере типичной южноафриканской семьи обыгрывались конкретные ситуации из жизни: потребительские кредиты, обман при покупке финансовых инструментов, выбор правильного банка для размещения депозита. В каждой серии члены семьи попадали порой в смешные, порой в довольно неприятные ситуации, из которых совместными усилиями пытались выбраться. Более того, по итогам каждой серии наши южноафриканские коллеги указывали номер телефона горячей линии, куда телезрители после просмотра сразу могли позвонить и получить совет по управлению личными деньгами. Мы эту идею подхватили, и сейчас у нас есть российский мини-сериал «Не в деньгах счастье», где в каждой серии разъясняются те или иные вопросы финансовой грамотности. И, как показывают опросы общественного мнения, сериал вызывает интерес у публики. Дополнительно по линии Роспотребнадзора в рамках Проекта была создана горячая линия по вопросам защиты прав потребителя в сфере финансовых услуг, куда можно обращаться 24 часа в сутки за советом и рекомендациями. Сейчас счёт этих обращений идёт на десятки тысяч, мы видим востребованность этого ресурса.
Два пилотных региона прошли большой путь. Сейчас они выступают хабами для тиражирования успешных методов в других субъектах РФ
— Вернёмся к началу Проекта. На какие ещё специфические особенности российского опыта стоит обратить внимание?
— С самого начала мы договорились о том, что работа по распространению финансовой грамотности будет вестись не только на федеральном уровне, но и на региональном, поскольку этот аспект для нашей страны критически важен. Поэтому сразу же на конкурсной основе были отобраны два пилотных региона, которые практически с первого дня Проекта работают вместе с нами. Это Волгоградская и Калининградская области. Методом проб и ошибок они прошли большой путь и, на мой взгляд, добились немалого. Сейчас они выступают своеобразными хабами для обмена опытом и тиражирования успешных методов в соседних областях. Иными словами, идея привлечения нескольких регионов к реализации Проекта с самого начала себя оправдала.
— Сколько регионов вовлечено в Проект сегодня?
— Спустя два–три года после старта Проекта, после того как у нас появился определённый опыт, наработки, конкретные продукты и инструменты, которые можно было тиражировать, мы провели дополнительный конкурс и отобрали ещё несколько регионов, увеличив их число до девяти. Добавились Архангельская, Томская и Саратовская области, Алтайский, Ставропольский и Краснодарский края, а также Республика Татарстан. Работа с ними строилась по схеме двустороннего движения. Мы изначально договаривались, что каждый регион берёт на себя определённые финансовые обязательства и создаёт региональные центры по формированию локального экспертного потенциала. И здесь надо отдать должное всем регионам-участникам: они работали очень активно.
При отборе пилотных регионов мы исходили из того, что все субъекты РФ очень разные. Для нас принципиально важно было то (и это являлось одним из критериев конкурсного отбора), что у каждого пилотного региона есть своя «изюминка». Важно было не просто тиражировать одни и те же стандартные подходы, практики и инструменты по принципу «Делай как я, и всё получится». Регионы сами формулировали новые задачи, проблемы, с которыми они сталкиваются, и совместно с нами искали пути решения. Например, Калининград — место с большим числом бывших военных, которые выходят на пенсию в сравнительно молодом возрасте и оказываются не очень подготовленными к жизни на «гражданке» — не имеют знаний в области создания и ведения собственного бизнеса, управления личными финансами и так далее. Поэтому на базе одного из калининградских вузов мы открыли специальную программу обучения, где военные пенсионеры могли бы получить необходимый уровень подготовки. Другой характерный пример — Архангельская область. Это крупный регион, но с не очень большим количеством населённых пунктов, сильно разбросанных по труднодоступным местам, куда, кроме как на вездеходе или на вертолёте, и не доберёшься. При первой же встрече архангельские коллеги предложили для распространения финансовой грамотности инструмент, который они уже создали, но не в рамках Проекта, — так называемое Цифровое образовательное кольцо Архангельской области. У них все более или менее крупные населённые пункты обеспечены доступом в интернет и «закольцованы» так, чтобы иметь гарантированную постоянную связь с Архангельском, с одним из архангельских вузов. А на местах эти технологии доступны на базе обычных школ. Соответственно, школьники в первой половине дня учатся, используя Цифровое кольцо для освоения школьной программы, а во второй и по выходным этот ресурс служит для реализации программ повышения финансовой грамотности — причём как среди детей, так и среди взрослых. В Архангельск приезжают наши эксперты, профессора, которые читают лекции, а технология трансляции позволяет сразу охватить весь регион, поэтому нет необходимости куда-то специально добираться на лыжах, на лодках и так далее.
Когда практически все основные материалы, инструменты и продукты, которые мы планировали создать, были уже в различной степени готовности, мы решили, что пора переходить к стадии тиражирования и вовлечения более широкого круга участников, расширения Проекта в масштабах страны. Здесь мы пошли по нескольким направлениям.
В рамках российского Проекта была разработан первый в мире комплекс учебно-методических материалов для школ, охватывающий почти все классы
Первое — формирование в регионах на базе ведущих вузов (это МГУ, Высшая школа экономики, РАНХиГС и Финансовый университет) специальных региональных центров финансовой грамотности, где проходят подготовку преподаватели школ и вузов, которые получают соответствующие сертификаты и возможность обучать других. Создаётся каскадный эффект: каждый специалист, подготовленный нами в рамках Проекта, имеет возможность подготовить несколько других. Эти центры активно развиваются, и мы рассчитываем, что к началу 2020 года они будут охватывать 70 регионов России. Это не означает, что такие центры будут созданы во всех 70 регионах. Центров меньше, но некоторые из них служат своего рода хабами для соседних регионов. Я уже говорил про Калининград. Приведу в качестве примера ещё Алтайский край, который активно участвует в Проекте на протяжении ряда лет, имеет собственные наработки и проводит обучение специалистов из соседних регионов.
Второе направление. В 2017 году Правительство Российской Федерации утвердило Стратегию повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы. Одним из конкретных шагов по реализации этой стратегии стала работа по заключению между Минфином России и региональными администрациями соглашений по совместному продвижению финансовой грамотности на местах. Сейчас такие соглашения подписаны почти с 50 регионами, и эта работа продолжается. В рамках соглашений мы берём на себя обязательство предоставить все те продукты, материалы и результаты, которые уже наработаны в рамках Проекта. На ежегодной основе мы также стараемся проводить специальные семинары, конференции для представителей новых регионов. Предоставляем экспертизу и из федерального центра, и из наших пилотных регионов, чтобы наладить широкомасштабный обмен опытом и наилучшими практиками.
— А в финансировании региональных проектов Министерство финансов участвует?
— И да и нет. По соглашениям с регионами напрямую мы денег не предоставляем. Финансирование местных программ осуществляется из местных бюджетов. Наш вклад — созданные в рамках Проекта продукты, инструменты и наработки. Мы предоставляем их регионам бесплатно в доступном виде. Кроме того, оплачиваем расходы по крупным мероприятиям федерального значения, которые проводятся на базе каких-то регионов, финансируем участие и приезд экспертов. Но у нас есть другие формы финансовой поддержки, в частности «Фонд хороших идей». За счёт средств Фонда на конкурсной основе предоставляется возможность реализовать те или иные инициативы, интересные идеи и начинания на местах, дать им возможность трансформироваться во что-то более серьёзное и выйти на федеральный уровень.
— Почему до сих пор Проект охватил не все регионы?
— Во-первых, регионов, которые вообще не охвачены мероприятиями в области распространения финансовой грамотности, нет. В рамках Проекта уже на протяжении ряда лет проводятся Неделя финансовой грамотности для детей и молодёжи (весной) и Неделя сбережений для взрослой аудитории (осенью). Результаты 2018 года показали, что мероприятия обеих недель охватили все регионы. Понятно, что где-то активность была меньше, где-то — больше, мероприятия имели разный формат, разное число участников, но в целом можно говорить, что Проект хотя бы в небольшой степени охватил уже всю страну.
Речь о слепом копировании зарубежного опыта в области финансового просвещения не шла. Мы всё максимально адаптировали к российской действительности, к интересам наших граждан
Во-вторых, мы изначально не ставили перед собой задачи навязать реализацию программы повышения финансовой грамотности сверху сразу во всех 85 субъектах Российской Федерации. Мы работали по схеме, при которой наши результаты, достижения и информирование о новых возможностях создают стимулы для того, чтобы регионы сами демонстрировали заинтересованность в этой работе. Внедрение «из-под палки» никогда хороших результатов не приносит. Здесь многое зависит от позиции региональных властей. Мы только можем предлагать свои услуги, поддержку и так далее, но заинтересованность должна идти с мест. В каких-то регионах могут считать, что уровень финансовой грамотности у них и так достаточный, все хорошо и проблем нет. Где-то сталкиваются с большим числом социально-экономических проблем, и там просто не хватает средств на решение более неотложных задач. Когда речь идёт о дополнительных программах, которые могут потребовать финансирования, даже небольшого, региональные власти решают, что финансовая грамотность не проблема номер один, не самый актуальный вопрос. Эта позиция прагматична и абсолютно понятна. Здесь мы ни в коей мере не можем критиковать и осуждать кого-то.
— Что показывает Рейтинг финансовой грамотности регионов, который недавно вы представили в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи?
— Это первый такой рейтинг в Российской Федерации. Мы не стали изобретать велосипед: в его основу положена методика ОЭСР, немного адаптированная под российские условия. Мы постарались сохранить первоначальную установку, поскольку нам важно иметь возможность сопоставлять полученные данные с результатами в других странах. Если брать картинку в целом по России, то мы подтверждаем уровень «середняка», который 2–2,5 года назад показало исследование ОЭСР в рамках «двадцатки». То есть мы не в числе аутсайдеров, но и к лидерам пока не сильно приблизились. Нам есть над чем работать.
Но имеется у нашего рейтинга и специфика: ни в одной стране настолько широкого и глубокого исследования регионов не проводилось. Мы получили срез по всей России, собрали данные по всем регионам, а не только по тем, с которыми сотрудничаем. Если вернуться к Стратегии повышения финансовой грамотности, то для нас это важно ещё и потому, что одна из основных задач документа — продвижение финансовой грамотности именно на местном уровне. Её невозможно реализовать, если не понимаешь, в каких координатах находишься. Мы хорошо представляем себе картинку в тех регионах, где давно работаем. Не один раз проводили там исследования. В масштабах страны такого исследования не было, а теперь оно доступно на портале «Вашифинансы.рф» в разрезе каждого региона. Можно посмотреть на интересующий вас субъект Российской Федерации, узнать, что его характеризует. С одной стороны, это даёт нам ориентиры для подготовки предложений, программ и методик, с другой — полезно региональным властям для понимания, где у них наиболее узкие и уязвимые места. Поэтому я рассчитываю, что этот рейтинг станет регулярным инструментом замера уровня финансовой грамотности населения страны, — либо раз в год, либо в два года.
— Если мы были и остались в числе «мировых середняков», есть ли с 2011 года какой-то прогресс с точки зрения повышения финансовой грамотности населения?
— На уровень финансовой грамотности влияет много факторов. Так, в 2014–2015 годах Россия столкнулась с резким падением рубля и другими негативными экономическими явлениями. Мы тогда проводили социологические исследования и получили неожиданный результат: многие россияне утверждали, что стали лучше разбираться в вопросах финансовой грамотности. Мы решили «копнуть» глубже и поняли, в чем суть. Выяснилось, что в условиях кризисных ситуаций СМИ начинают больше говорить о возникающих финансовых проблемах, о закредитованности населения и так далее. И многие, услышав какую-то информацию по телевизору или по радио, решили, что стали лучше разбираться в вопросах управления личными финансами, более уверенно оценивать свои знания в области финансовой грамотности. На самом деле это иллюзия, поскольку человек всё так же далёк от должной оценки реального состояния своих финансовых дел.
Если брать объективные показатели, то мы видим позитивную динамику. Например, значительно улучшилась ситуация с пониманием ответа на вопрос «Куда вы должны обратиться, если нарушены ваши права как потребителя финансовых услуг?». Первый социологический опрос 2012 года дал совершенно обескураживающие результаты: чуть ли не 70% респондентов ответили, что это Сбербанк. Никто не упоминал Банк России, мало кто вспомнил Роспотребнадзор, никто не называл Общества защиты прав потребителей. На уровне регионов эти показатели были особенно удручающими. Соответственно, все эти годы мы в рамках Проекта с привлечением коллег из Центрального банка и Роспотребнадзора вели в этом направлении разъяснительную работу. И сейчас мы видим другие цифры: число тех, кто упоминает Сбербанк как инстанцию для обращений при нарушении их прав, уже не так велико. Теперь большинство респондентов понимают, куда следует обратиться, чтобы получить качественный профессиональный совет, в досудебном или судебном порядке защитить свои права.
Сложнее говорить о серьёзных изменениях, когда мы рассуждаем о взрослых людях, о людях пенсионного возраста. Сдвиги у молодёжи более заметны и быстрее достигаются в силу двух факторов. Первый: через школы, средние специальные и высшие учебные заведения обучение детей и молодёжи основам финансовой грамотности легко организовать. Второй: молодые более открыты к восприятию чего-то нового. У них ещё не сформировались негативные стереотипы, которые мешают взглянуть на ту или иную проблему с другой стороны. Поэтому, если взять исследования, которые проводятся в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA) по уровню финансовой грамотности 15-летних школьников, мы увидим следующую картину. За три года, начиная с 2012-го, российские школьники сделали самый большой шаг вперёд по сравнению со сверстниками из других стран, и благодаря этому мы забрались по уровню их грамотности на четвёртое место в мире. Безусловно, это не говорит о том, что всё наладилось, но тем не менее результаты очень позитивны. Причём здесь у нас нет оснований не доверять статистике, поскольку исследование проводили независимые эксперты и мы никак не могли повлиять на результаты. Особенно приятно осознавать, что, в отличие от многих других участников исследования, в России оно проводилось по очень широкой и глубокой (то есть репрезентативной) выборке — в 42 регионах. Для сравнения: в Китае, который стал лидером рейтинга 2015 года, данные брали только в нескольких крупнейших городах и финансовых центрах: в Шанхае, Гуанчжоу, Пекине и некоторых других. Если бы это делалось где-нибудь во Внутреннем Китае, наверное, результаты были бы скромнее.
То есть сдвиг в области повышения финансовой грамотности молодёжи совершенно очевиден. Но и здесь нам ещё есть над чем работать. Согласно исследованию PISA, мы улучшили показатели с точки зрения общей информированности, восприятия и так далее. Но в то же время мы увидели существенный разрыв в уровне финансовой грамотности между жителями городов, мегаполисов — и детьми, проживающими в сельской местности. Такая тенденция наблюдается и в европейских странах, но у нас разрыв между городом и деревней меньше. Однако это всё-таки значительная цифра, и это одно из направлений, над которым нам предстоит работать.
Нет универсальных рецептов и инструментов, которые одинаково эффективно работают везде. В каждой стране своя специфика.
Наконец, Проект получил высокие оценки не только внутри России, но и на международном уровне, став победителем или лауреатом нескольких международных премий и конкурсов в области финансового образования населения. Важно сознавать, что это независимая оценка со стороны международного жюри, которое старалось непредвзято оценивать усилия и полученные результаты. Достаточно сказать, что Всемирный банк рекомендует целому ряду стран, заинтересованных в повышении финансовой грамотности своего населения при его участии, взять за основу наш, российский Проект. То есть фактически речь идёт о том, чтобы использовать наш опыт в качестве образца и адаптировать его с учётом местной специфики. Такая работа сейчас ведётся по крайней мере на пространстве СНГ. Например, совсем недавно коллеги из Киргизии имели возможность посетить Калининградскую область и увидеть воочию, как реализуется наша программа, как созданные институты функционируют на практике. Опыт любопытный, и мы открыты к диалогу.
— Соответствуют ли, на ваш взгляд, действительности данные, которые были приведены в конце прошлого года министром просвещения Ольгой Васильевой о том, что финансовая грамотность уже преподаётся в 50% российских школ?
— Не готов подписаться под этой цифрой. Министерство просвещения получает статистику из всех регионов на постоянной основе. Мы имеем чёткую картину только по регионам — участникам Проекта. Кроме того, нужно учитывать, что есть учебные заведения, которые работают по материалам, подготовленным в рамках нашего Проекта, а есть школы, которые изучают финансовую грамотность по учебникам, разработанным при участии коллег из Банка России. Нужно также брать в расчёт те образовательные учреждения, где финансовая грамотность изучается не в качестве самостоятельного предмета, а контекстно в рамках других предметов школьной программы. Поэтому я не берусь судить, на основе каких именно данных министр просвещения сделала своё заявление. Например, в Томской области, которая является одним из лидеров по уровню распространения финансовой грамотности в России, уже около 80% всех школ работает на основе учебно-методических материалов, разработанных в рамках Проекта.
— Как вы объясните постоянно всплывающие факты о появлении новых финансовых пирамид? Вспомним, например, нашумевшую историю конца 2018 года с компанией «Кэшбери». Ведь финансовая пирамида — это чуть ли не первое, о чем нужно говорить, рассказывая о финансовой грамотности.
— Безусловно, финансовым пирамидам, другим видам финансового мошенничества в рамках нашего Проекта уделяется очень большое внимание. Наши волгоградские коллеги называют свой город, который участвует в Проекте с самых первых дней, «родиной российских финансовых пирамид». Оттуда родом целый ряд печально известных организаций: «Русский дом Селенга», «Хопёр-инвест» и другие. Соответственно, они изначально уделяли большое внимание именно этой проблематике. Но мы не можем сразу охватить всё население страны и донести до всех важную информацию, связанную с мошенническими практиками, с последними тенденциями в этой области.
Есть и другое обстоятельство, которое нужно принимать во внимание. Как показывают наши исследования, в ряде случаев пострадавшими от новых пирамид являются люди, которые уже не один раз наступали на эти «грабли». Столкнувшись с пирамидами в прошлом и потеряв свои деньги, они начинают думать, что получили необходимый жизненный опыт, что у них якобы есть своя стратегия и понимание того момента, когда нужно сбросить свои бумаги, зафиксировать прибыль и не остаться внакладе. К сожалению, в большинстве случаев это не срабатывает.
Есть международные данные, показывающие, что в среднем 10% населения Земли независимо от национальности и вероисповедания по своему психологическому складу склонны к участию в подобных пирамидах, чтобы заработать. Здесь не имеет значения ни количество предупреждений, ни объём информации, ни опыт друзей, знакомых и родственников. И вопрос уже не к уровню распространения финансовой грамотности в данной стране: здесь нужно искать какие-то решения в области психологии, как-то влиять на поведенческую модель людей, склонных к финансовому риску. Мы таких задач пока перед собой не ставим.
— Помимо Министерства финансов, финансовым просвещением в России занимаются и другие организации. С кем вы активно взаимодействуете?
— При запуске Проекта мы не строили иллюзий, что в одиночку повысим финансовую грамотность всей страны. Более того, даже сейчас, имея значительный опыт за плечами, наработанные методики, инструменты, мы понимаем, что это не та история, которая может быть решена одной организацией, небольшой группой людей из столицы. Здесь должна быть заинтересованность, вовлечённость на самых разных уровнях: и на федеральном, и на региональном. Важна поддержка и органов власти, и участников финансовых рынков, и общественных организаций, и учебных заведений, и педагогического сообщества. Без вовлечения всего этого круга лиц и структур успех Проекта невозможен в принципе. Неважно, кто за эту задачу будет браться и отвечать в конечном итоге.
На федеральном уровне есть ряд лидеров в лице Министерства финансов, Банка России, который на протяжение нескольких лет тоже уделяет большое внимание вопросам финансовой грамотности. У нас налажено очень тесное взаимодействие с коллегами из Роспотребнадзора. В каждом регионе, где есть его представительство, оборудованы специальные информационные киоски. Безусловно, чрезвычайно важна роль Министерства просвещения, Министерства науки и высшего образования, поскольку нам важно иметь прямой выход на учебные заведения — как средние, так и высшие. Неоценима роль академического сообщества и педагогов. Не случайно в Проекте в том или ином формате участвуют практически все крупнейшие экономические вузы Москвы: МГУ, РАНХиГС, Высшая школа экономики, Финансовый университет. Кто-то из них занимается подготовкой педагогов для школ, кто-то — для высших учебных заведений, а кто-то — работой со взрослым населением.
— Кого бы вы отметили из некоммерческих организаций?
— Прежде всего Международную конфедерацию обществ защиты прав потребителей (КонфОП), которая очень активно с нами работает уже на протяжении многих лет. С помощью КонфОП мы проводим исследования рынка финансовых услуг методом анонимного покупателя, оцениваем, как соблюдаются права потребителя в различных финансовых организациях, банковских учреждениях. Получается очень интересная и пёстрая картина. Могу сказать, что в части соблюдения прав потребителей далеко не всегда лидеры банковских рейтингов оказываются на высоте.
— Как выстраиваются взаимоотношения с деловым сообществом?
— У нас на протяжении ряда лет весьма продуктивно складывается сотрудничество со Сбербанком и с Почта Банком, которые на регулярной основе становятся партнёрами Недели финансовой грамотности и Недели сбережений. Они поддерживают и другие наши начинания. В частности, поскольку Сбербанк и Почта Банк — это организации с крупнейшими региональными сетями отделений, представленными в каждом из субъектов РФ, мы используем их для тиражирования и распространения информации по финансовой грамотности, привлекаем их представителей для участия в работе региональных центров финансовой грамотности и так далее.
В то же время стоит отметить, что потенциал взаимодействия с бизнесом далеко не исчерпан, и здесь есть над чем работать как федеральным властям, так и самому деловому сообществу. В этом плане со стороны Минфина России двери всегда открыты для новых участников, для диалога, для рассмотрения новых идей и инициатив. Я рассчитываю, что работа в этом направлении будет продолжаться, мы будем стараться вовлекать в распространение финансовой грамотности более широкий круг финансовых и банковских учреждений. В конечном итоге речь идёт о взаимной заинтересованности. Добросовестным участникам рынка важно, чтобы к ним приходили подготовленные, обученные, грамотные потребители, которые понимают, какого рода продукт им нужен, какие финансовые цели они преследуют, чтобы эти потребители делали свой выбор на основе осознанного анализа предлагаемых инструментов. При этом я должен отметить, что мы ведём работу с представителями делового сообщества на том условии, чтобы при их участии в наших мероприятиях не было никаких элементов так называемого product placement, то есть явного или завуалированного продвижения собственных продуктов и услуг, попыток навязать их населению или увязать их с Министерством финансов и нашим Проектом. Для нас это является одним из основополагающих принципов.
— Какие ещё задачи вы считаете для себя приоритетными на ближайшие годы?
— Эти направления в значительной степени определены Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы и планом мероприятий по её реализации. Акцент будет сделан на образовательном компоненте. В настоящее время разработаны все учебно-методические материалы, все программы обучения на самых разных уровнях: школы, средние профессиональные учебные заведения, вузы, взрослое население. Соответственно, дальше стоит задача сделать эти инструменты максимально востребованными, максимально широко распространить их по стране, заинтересовать средние и высшие учебные заведения, работодателей, которые готовы организовывать программы обучения и семинары для своих сотрудников. У нас есть положительный опыт сотрудничества с компанией «Северсталь», которая взяла одну из разработанных в рамках Проекта методик и провела для своих работников серию специальных семинаров. Я бы также отметил необходимость дальнейшего встраивания различных аспектов финансовой грамотности в обязательную школьную программу и обязательные школьные предметы. Мы будем и дальше активно вести работу в этом направлении. На базе наших региональных центров подготовки педагогов прошли обучение уже 22 тысячи школьных учителей. Мы рассчитываем, что через год эта цифра достигнет 30 тысяч. Таким образом, действительно можно будет говорить о том, что в каждой второй школе появятся подготовленные нами педагоги, способные преподавать основы финансовой грамотности.
Немаловажная задача — расширение охвата Проекта на региональном уровне, то есть вовлечение новых участников, активное тиражирование наиболее успешного опыта пилотных регионов Проекта. В частности, в этом году должна быть создана и предложена вниманию регионов типовая региональная программа повышения финансовой грамотности. Это будет набор стандартных подходов, рекомендаций, решений, которые могут быть реализованы на базе любого региона. Таким образом, мы даём субъектам РФ реальную возможность сэкономить ресурсы — и материальные, и людские. Не нужно писать новые инструкции, концепции… Мы предложим уже готовый продукт, который можно взять и оперативно адаптировать под местную специфику. Думаю, этот документ появится в середине 2019 года. По крайней мере, на стороне Минфина России проект документа уже готов, но нам ещё нужно согласовать его со всеми заинтересованными участниками.
По уровню финансовой грамотности детей Россия за три года поднялась на четвёртое место в мире. Российские школьники сделали огромный шаг вперёд
Следующий аспект связан с информированием населения в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг, в области финансового образования. Здесь важное место отводится работе с представителями СМИ, чтобы они правильно понимали проблематику и задачи в области финансового просвещения, помогали правильно разъяснять населению различные аспекты финансовой грамотности. Сюда же относится продолжение проведения таких масштабных мероприятий, как Недели финансовой грамотности для детей и молодёжи, Недели сбережений, Семейные фестивали и так далее. Здесь же стоит упомянуть наше сотрудничество со «Смешариками», которое предполагает подготовку новых серий, разъясняющих детям основы финансовой грамотности. Упомяну также продолжение взаимодействия с газетами «Аргументы и факты», «Комсомольская правда» — одними из самых популярных печатных изданий России.
— Поскольку журнал «Дружи с финансами» адресован как раз представителям средств массовой информации, давайте завершим наш разговор советом. О чём сейчас им стоит писать в первую очередь?
— У нас в Проекте есть специальное направление работы, ориентированное на разъяснение основ финансовой грамотности представителям СМИ. Оно нацелено на то, чтобы донести наиболее правильные и доступные методики, инструменты доведения информации до населения, особенно в регионах: зачем нужна финансовая грамотность, почему это важно, как, работая с читательской аудиторией, не создавать избыточных ожиданий, как не нагнетать ситуацию в условиях, когда негативные события, связанные с теми же финансовыми пирамидами и мошенничеством, всё-таки произошли… Специально для этого мы проводим регулярные семинары для представителей СМИ, обеспечиваем посредством портала «Вашифинансы.рф» свободный доступ ко всем материалам Проекта. Я надеюсь, что это позволит нам доступным языком разъяснить россиянам проблематику финансовой грамотности и те возможные финансовые риски и сложности, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, дать людям возможность получить ответы на актуальные вопросы, встающие перед каждым из нас каждый день.
Комментарии отключены.