Волгоградская специфика
В Индексе финансовой грамотности регионов РФ, который впервые был представлен в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи в середине февраля, Волгоград оказался среди «середнячков», попав в группу «С» (34-52 место). Тем не менее, столь скромное место в рейтинге — вовсе не повод говорить о том, шестилетние усилия оказались тщетными, уверены эксперты. «В своё время проект в Волгограде стартовал с довольно низкой базы с точки зрения уровня финансовой грамотности населения, — поясняет Анна Зеленцова, стратегический координатор проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» Минфина РФ. — На данном этапе вообще было бы неправильно говорить, что регионы «соревнуются» друг с другом. В каждом регионе — своя специфика, свои «провалы» и успехи в сфере финансовой грамотности. Так что важнее смотреть не на позицию региона относительно других, а на динамику улучшения ситуации внутри региона». Ситуация с финграмотностью в Волгограде на момент старта пилотного проекта была далека от благополучной. «Не стоит забывать, что именно Волгоград в 1990-е годы стал родиной большинства печально известных финансовых пирамид, за исключением разве что «МММ», которая возникла в Москве, — добавляет Михаил Шевяков, координатор работ по реализации программ повышения финансовой грамотности на территории Волгоградской области. — Именно из нашего региона пошли «Российский Дом Селенга», «Хопёр-Инвест», «Русское мастерство», «Русская недвижимость», «Серебряный ларец» и другие, оставившие ни с чем миллионы вкладчиков по всей России». И вряд ли это совпадение: без «питательной» среды в виде множества доверчивых «инвесторов» мошеннические схемы вряд ли могли бы достичь подобных масштабов.
400
детских учреждений Волгоградской области организуют обучение финансовой грамотности
Источник: РЦФГ, 2018
Цели, которые преследует волгоградский проект — сделать населению «прививку» от различных финансовых мошенничеств, научить эффективно сберегать и приумножать накопления, повысить доверие к финансовым институтам и их продуктам и, наконец, улучшить качество жизни домохозяйств за счет правильного управления финансами. Проект включает в себя множество образовательных и просветительских мероприятий, которые направлены на самые разные социальные слои и категории населения и предполагают широкое освещение тем личных финансов в СМИ. Очные мероприятия финграмотности ежегодно охватывают свыше 15 тысяч жителей области, публикации в СМИ — более полутора миллиона человек.
Детям — о деньгах
Одно из важнейших направлений работы в Волгограде в рамках реализации активностей и программ по повышению финансовой грамотности населения — дети, поскольку рациональное отношение к личным деньгам и навыки сбережения закладываются в раннем возрасте. У такого обучения есть ещё и полезный «побочный эффект»: оно так или иначе вовлекает в процесс и взрослое население — родителей. К 2019 году образовательными мероприятиями региональной программы повышения финграмотности были охвачены около 400 детских учреждений, в том числе сады и школы. Каждый год в них принимают участие свыше 6 тысяч детей.
Очные мероприятия финграмотности ежегодно охватывают свыше 15 тысяч жителей области, публикации в СМИ — более полутора миллиона человек
Работа с каждой возрастной категорией на занятиях предполагает свой подход и способы подачи материала. Например, дошколята сталкиваются с финансовой стороной жизни во время походов в магазин с родителями – они участвуют в обсуждении покупок продуктов питания, одежды или игрушек. Для них обучение финграмотности проводится в игровой форме.
Интересную программу для дошколят разработал Волгоградский социально-педагогический колледж. «Обратите внимание: первоклассные образовательные продукты могут разрабатывать не только вузы, но и колледжи! – говорит Михаил Шевяков. – Этот колледж уже много лет готовит учителей для младших классов и воспитателей детских садов и имеет серьёзную методическую базу. И к подготовке обучающей программы для дошкольников коллектив колледжа подошел фундаментально: придумал героя – кота Белобока, который вместе с другими сказочными героями проходит через различные жизненные ситуации — например, поход в магазин, посещение банка или получение зарплаты. Проект по финансовому просвещению дошколят приобрел федеральную известность, сегодня он реализуется в Ставропольском и Алтайском краях». Михаил Шевяков отмечает, что детям уроки финграмотности понравились, они с удовольствием играют с игрушечными деньгами, делают покупки в игрушечном магазине.
Чему кот Белобок учит детей
Курс «Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей» был разработан в рамках проекта Министерства финансов РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» авторским коллективом Волгоградского социально-педагогического колледжа. Этот курс сейчас широко применяется не только в Волгоградской области, но и в дошкольных образовательных учреждениях Ставропольского и Алтайского краев.
Курс был разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет). Программа состоит из базовой «Финансовой азбуки» и дополнительных направлений, таких как «Потребности и труд», «Деньги», «Семейный бюджет», развивающих представления дошкольников об основных темах курса через различные виды деятельности.
Курс написан в форме детской сказки с красочными наглядными иллюстрациями, рассказывающей о приключениях кота Белобока, который благодаря знаниям и труду превратился из ленивого котенка в успешного, рассудительного и мудрого кота.
В процессе обучения воспитатели играют в сюжетно-ролевые игры, обсуждают с детьми прочитанные книги, выполняют игровые задания, рисуют, мастерят поделки. Дети отгадывают загадки, смотрят мультфильмы, выполняют упражнения в тетради экономических заданий.
Совместные походы родителей с ребенком в магазин, на рынок, в банк становятся хорошей практикой для отработки понятий, с которыми ребенок знакомится в процессе изучения курса.
По мнению консультанта по образовательным мероприятиям Ольги Андреевой, с детьми необходимо как можно раньше начинать вести разговоры о финансовой стороне жизни: «Дети очень рано стремятся включиться в финансовую жизнь, уже в 4-5 лет они хотят иметь «свои денежки» и совершать первые самостоятельные покупки. В первом классе ученики хотят самостоятельно покупать еду в школьной столовой, приобретать необходимые канцелярские принадлежности, обсуждать с родителями важные большие покупки. И если к этому времени, к 7-8 годам они не будут знать основы финансовой грамотности, то будут учиться методом проб и ошибок, а значит, получат негативные эмоции от столкновения с реальным миром и нанесут удар по семейному бюджету».
Для ребят постарше занятия по финграмотности проводились в рамках дополнительного внеклассного образования. «Над программой для школьников работал Волгоградский технико-экономический колледж. Обучение представляет собой интерактивную игру, где главные персонажи – подростки», — рассказывает Михаил Шевяков. Темы поднимаются более сложные – создание сбережений, ведение личного бюджета, пользование банковскими продуктами, доступными в их возрасте и другие». «Обучение основам финансовой грамотности с 1 по 11 класс позволяет подготовить детей к принятию ключевых в их жизни решений, в том числе относящихся к выбору будущей профессии», — подчеркивает Ольга Андреева.
Наибольший эффект будет достигнут, если родители станут привлекать детей к планированию семейного бюджета, позволят применять полученные навыки
Отдельное место в региональной программе финграмотности в Волгограде занимают развлекательные мероприятия для детей. Подобные активности нравятся в том числе и их родителям. Например, на мероприятия под названием «Брейн-ринг» всегда съезжаются ученики и преподаватели из десятков школ. (Серия игр в октябре-ноябре 2018-го привлекла 220 участников из 38 школ области.)
«Брейн-ринг» представляет собой соревнование между командами, состоящими из учеников 10-11 классов. Участники отвечают на каверзные вопросы касательно финансов – об уплате налогов, кредитовании, инвестициях и многом другом. Побеждает команда, которая дала больше правильных ответов.
«В каждом регионе — своя специфика, свои «провалы» и успехи в сфере финансовой грамотности. Так что важнее смотреть не на позицию региона относительно других, а на динамику улучшения ситуации внутри региона»
Другая соревновательная игра для школьников, ставшая популярной и получившая распространение в Волгограде – «Финбол». Это командная интеллектуальная викторина, позволившая школьникам проверить знания в области финансовой грамотности и продемонстрировать эрудицию в футбольной сфере. Действуют в регионе также «Финансовый биатлон», игры «Путь к финансовому успеху» и «Страна Фингрия» и другие. В год в регионе проходит до 50 подобных игр.
Семейный формат
Обучение детей, несомненно, важный элемент программ повышения финансовой грамотности. Однако важно, чтобы финансовое обучение не ограничивалось стенами школьного или дошкольного учреждения. Наибольший эффект будет достигнут, если родители станут привлекать детей к планированию семейного бюджета, позволят применять полученные навыки. Сегодня передача финансовой «мудрости» от родителей к детям встречается нечасто. Большинство россиян (61%) не привлекают детей к учёту доходов и расходов, планированию бюджета семьи, говорится в исследовании Аналитического центра НАФИ и компании Qiwi. Однако спрос на финансовые образовательные мероприятия для всей семьи есть. Например, очень полезным мероприятием для волгоградцев стал Семейный фестиваль финансовой грамотности. На него приглашаются семьи с детьми от 5 до 12 лет. Мероприятие рассчитано на небольшую аудиторию – до ста человек.
«Не стоит забывать, что именно Волгоград в 1990-е годы стал родиной большинства печально известных финансовых пирамид, за исключением разве что «МММ», которая возникла в Москве»
Для взрослых на фестивале проводятся лекции по финансовой безопасности, финансовому планированию, обучению детей финграмотности. На «Семейном фестивале» часто выступают профессиональные финансовые эксперты – представители банков и организаций по защите прав потребителей. В ходе трёхчасового общения с экспертами родители получают возможность не только получить важную информацию, но и задать наиболее беспокоящие их вопросы присутствующим экспертам, отмечает Андреева.
В свою очередь, детей развлекают играми по тематике личных денег. Например, маленькие участники фестиваля клеят копилки или рисуют собственные денежные единицы. «Хороший отклик получила идея «Магазина финансово грамотного покупателя», в котором дети могли потратить заработанные в процессе обучения «фингрики». Однако и родители тоже захотели зарабатывать и тратить «фингрики». Мы постараемся воплотить это в следующем «Семейном фестивале», — говорит Андреева.
Фестиваль заинтересовал не только волгоградцев, но и местные СМИ. Волгоградский журнал для родителей «Умка» выступил партнёром мероприятия – для читателей издания был организован отдельный «внеплановый» фестиваль.
«Дети очень рано стремятся включиться в финансовую жизнь, уже в 4-5 лет они хотят иметь «свои денежки» и совершать первые самостоятельные покупки»
«Казалось бы, финансы – это довольно скучно, – говорит Анна Разуваева, учредитель и главный редактор журнала «Умка». – Однако волгоградцы принимают активное участие в финансовых мероприятиях. Наш «Семейный фестиваль» посетило более 30 семей. И хотя мы указывали, что мероприятие будет интересно детям от 6 лет, приходили семьи даже с грудничками».
В помощь волгоградцам
Большая роль в нацпроекте отводится работе со СМИ. Публикации на тему личных финансов помогают достучаться и до горожан, которые не посещают образовательных лекций и не обращаются за консультациями. В 2017-м и в первом квартале 2018 года вышло более сотни материалов о финансах в печатной прессе, и около 2 тысяч – на региональных интернет-ресурсах. Помимо этого темы финансов поднимались в теле- и радиопередачах.
«Мы проводили специальный проект, в рамках которого СМИ создавали материалы, актуальные именно для жителей Волгоградской области, – рассказывает консультант по региональный информационной кампании Екатерина Сушко. – Конечно, самыми актуальными и востребованными со стороны читателей темами стали кредитование и защита прав потребителей финансовых услуг. Это был период активного развития микрокредитования, появления практики использования законов о банкротстве физических лиц и коллекторах. Более сложными темами были страхование и пенсионное обеспечение. Авторам приходилось изучать теорию вопроса, много общаться с экспертами, искать реальные жизненные примеры, но и материалы получались более уникальными. Полученный в рамках проекта опыт позволяет журналистам продолжать создавать качественные материалы на финансовую тему и сейчас».
Региональные СМИ и тема финансовой грамотности
Совокупный охват целевой аудитории в 2018 году составил около 1,6 млн человек
СМИ | Кол-во публикаций |
---|---|
Телеканалы | 10 телепередач |
Радио | 690 выходов роликов |
Печатные СМИ | 14 публикаций |
Информационные интернет-ресурсы | 1 623 публикации |
Источник: Управление бюджетной политики в отраслях экономики и межбюджетных отношений Волгоградской области
Задействованные в проекте специалисты часто сами пишут статьи для СМИ. Так, за пять лет работы в проекте только Ольга Андреева подготовила свыше 40 статей и около 150 небольших заметок.
Помимо этого для журналистов, пишущих на финансовые темы, проводятся обучающие лекции. Как отмечает Вера Королевич, директор по развитию в информагентстве «Высота 102» и автор множества текстов о личных финансах, на мероприятиях очень доступно объясняют сложные темы, делают акцент на том, как правильно подать материал, чтобы читатель всё понял, что, в свою очередь, помогает журналистам в их работе.(Кстати, в 2018 году Вера Королевич стала лауреатом Всероссийского конкурса «Дружи с финансами» на лучшую журналистскую работу, который проводится ежегодно в рамках проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».)
«Судя по количеству прочтений статей, поднимаемые в материалах темы, связанные с личными финансами, сейчас очень востребованы обществом. Наличие обратной связи показало, что интересны темы страхования, пенсионного законодательства и банкротства»
По словам Веры Королевич, темы, связанные с личными финансами, хорошо принимаются читателями: «Судя по количеству прочтений статей (от 2 до 12 тысяч каждая), поднимаемые в материалах темы сейчас очень востребованы обществом. Наличие обратной связи показало, что интересны темы страхования, пенсионного законодательства и банкротства». Так, статья рубрики «Финграмотность» о налоговых льготах для пенсионеров, опубликованная в апреле 2017 года, побила рекорд по количеству прочтений – материал посмотрели 12 686 раз.
«Казалось бы, финансы – это довольно скучно. Однако волгоградцы принимают активное участие в финансовых мероприятиях, некоторые семьи приходят даже с грудничками»
Волнуют финансовые темы и читателей тематических изданий. По словам Анны Разуваевой, читатели журнала для родителей «Умка» хорошо принимали материалы о воспитании финансовой грамотности у детей, о планировании финансов в сложных ситуациях, например, когда женщина с детьми осталась одна без поддержки мужа и родственников.
Подводя итоги
За прошедшие шесть лет в Волгограде было очень много сделано: обучены около 4,4 тысяч педагогов и библиотекарей для успешной работы по программе финграмотности со школьниками и дошкольниками. Лекции, семинары и вебинары посетили свыше 10 тысяч взрослых горожан и 7,2 тысяч студентов. Также было оказано около 1,5 тысяч личных консультаций населению по финансовым вопросам.
Как отмечает Михаил Шевяков, эффект региональной программы заметен – на проводимые мероприятия приходит всё больше людей, журналистские материалы, посвященные вопросам финансов, востребованы у читателей и становятся всё более глубокими. Сегодня опыт Волгограда перенимают регионы «второго этапа»: область делится образовательными материалами, оказывает методическую и информационную поддержку.
Комментарии отключены.