Обучение финансовой грамотности эффективнее всего проходит в форме живой игры, активного взаимодействия детей с окружающей средой и друг с другом, считает Анастасия Россинская, гендиректор компании «Квестигра». «Участвуя в финансовой игре, — говорит она, — ребенок усваивает 70-80% информации, а от прочитанной лекции в голове остается не больше 10%». Денис Лозинг, гендиректор компании «Кейс-игра» (организует финансовые детские лагеря), также полагает, что финансовую грамотность школьникам можно привить
скорее через внеклассное, дополнительное образование, чем через систему регулярных уроков. Игровые форматы мотивируют ребенка к действиям: он должен самостоятельно решить задачу (например, попробовать рассчитать кредитную ставку), а не просто запомнить и пересказать информацию.
«Квестигра» наиболее активно среди участников рынка дополнительного образования для детей занимается разработками финансовых квестов: со своими задумками в этой области компания победила в конкурсе «Фонда хороших идей» в рамках проекта Министерства финансов РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения». Совместно с Экономическим факультетом МГУ «Квестигра» создала несколько таких игр: «Деньги в кошельке», «Деньги в банке», «Деньги работают», а также сити-квест «Финансовый навигатор» и специальные квесты, которые проходят в музеях. К сценариям игр прилагаются методические рекомендации и весь изобразительный материал, чтобы подобные квесты можно было организовать и провести в любом регионе России. Такие примеры уже есть.
«Участвуя в финансовой игре, ребенок усваивает 70-80% информации, а от прочитанной лекции в голове остается не больше 10%».
В поисках формата
Для России формат финансовых квестов – относительно новый, поэтому нередко возникает непонимание, какую же игру можно назвать «настоящим» квестом. Как в шутку говорит Денис Лозинг, первым квестом в России была хорошо всем знакомая с детства игра в «казаков-разбойников» — из неё и выросли все современные квестовые форматы. В идеале квест — игра, в ходе которой участники передвигаются по определенному маршруту, попутно решая разнообразные задачи, объединённые единой логикой. Пожалуй, наиболее полно отвечает этому формату разработанный «Квестигрой» сити-квест (городской квест) «Финансовый навигатор» для старшеклассников и студентов. Благодаря выполняемым заданиям участники игры начинают понимать, что такое реальная финансовая инфраструктура их района и города: они словно впервые видят здания, мимо которых годами ходили в школу, не особо интересуясь их назначением. По условиям квеста они «консультантами по финансовому благополучию» и должны давать соответствующие советы разным группам населения: от пенсионеров до студентов. Цель этого квеста – научить детей тому, как обращаться с личными деньгами (например, как делать выгодные покупки в магазинах) и как пользоваться финансовыми услугами (в частности кредитами). Например, в игре предлагается такая ситуация: иностранец недавно приехал в Россию и интересуется, что такое СНИЛС, где его получить, а ещё – где можно выгодно обменять евро на рубли. Чтобы ответить на эти вопросы, игроки должны посетить несколько учреждений и собрать информацию об их услугах.
Задания в квесте могут быть довольно сложными для школьного уровня: например, найти подходящие для студента вакансии на бирже труда, бесплатный кружок для пенсионера, помочь студенту взять образовательный кредит, выбрать условия кредитования, посетив минимум два банка и сопоставив цифры. Некоторая информация, которую участники квеста получают в игровой форме, не помешала бы порой и взрослым людям: например, о том, что такое налоговый вычет и как его можно получить. Собрав все необходимые для успешного прохождения заданий квеста сведения, участники возвращаются в своё учебное заведение и обсуждают, какие же советы они в итоге должны дать. Потом каждой команде присваивается определенное число баллов, проводится «разбор полётов», разъяснение ошибок и, наконец, награждение победителей.
Разработанный «Квестигрой» «Финансовый навигатор» можно адаптировать для любого города, рассказывает Анастасия Россинская: «Мы постарались всё максимально алгоритмизировать, чтобы в регионах люди могли легко создать свой маршрутный лист». Впрочем, пока ей не известно о таких случаях. Зато «Квестигра» сама разработала маршрутные листы для таких городов, как Волгоград, Калининград, Санкт-Петербург, Казань и Владивосток.
Однако пока в регионах, да и в столицах, такой формат финансового обучения приживается медленно. Дело в том, что уличная игра с посещением госучреждений, банков и магазинов сложна в организации. Нужно проделать большую подготовительную работу: составить список подходящих организаций, договориться с ними о возможности принять группу участников квеста, найти подходящие помещения, способные вместить десятки игроков, обеспечить им доступ в интернет, скоординировать передвижения групп и позаботиться об их безопасности. «Если говорить о «Финансовом навигаторе», то самое сложное – договориться с принимающими организациями, — объясняет Россинская. — Не всегда они идут навстречу. Но мы стараемся убедить их. Банкам, например, говорим, что школьники — это их будущие клиенты, да и их родители тоже».
Придуманный «Квестигрой» цикл игр по финансовой грамотности для школьников 5-9 классов «Финквест» имеет другой формат. Он состоит из трех игр: «Деньги в кошельке» (посвящена личным финансам, семейному бюджету и налогам), «Деньги в банке» (о банковских услугах) и «Деньги работают» (инвестирование и предпринимательство). Это уже не уличные игры, а скорее «игры по станциям» — изобретение еще советской пионерии. «Над сценариями «Финквеста» мы работали почти год, — рассказывает Анастасия Россинская. — Самый первый вариант отбросили совсем. А по последнему варианту квеста мы провели большую апробацию, в которой участвовало более 700 школьников. По итогам апробации ещё дорабатывали сценарии, да и сейчас продолжаем вносить туда уточнения».
В квесте «Деньги в кошельке» действие происходит в воображаемом городе Финграде. В помещении обустраивается несколько «станций» со столами, информационными стендами, раздаточными материалами и прочим реквизитом. Дети используют игровую валюту – «финики», — и выбирают свою финансовую цель из так называемого «облака желаний»: от велосипеда до путешествия. Как и в сити-квесте, участники посещают банки, налоговую инспекцию, юридическую консультацию — но уже «виртуальные». Они выполняют задания: распланировать семейный бюджет, выгодно закупить продукты, узнать о своих правах в Обществе защиты прав потребителей и т.д. Таким образом дети зарабатывают очки, которые потом можно конвертировать в покупку. Разумеется, в финале может оказаться, что заработанных баллов участнику, мечтавшему о путешествии, хватит только на набор сковородок. В этом случае финансовая цель участника достигнута не будет, однако он приобретёт знания и умения в области финансовой грамотности.
Уличный квест предполагает посещение реальных госучреждений и банков для выполнения заданий
Более сложные темы квестов «Квестигры» – «Деньги в банке» и «Деньги работают», здесь уже школьники знакомятся с основами предпринимательской деятельности и банковской сферы. «Мы проводили апробации с сотнями участников, и видели, что ребята справляются, – говорит Анастасия Россинская. – Многое зависит от продуманности методик. У участников всегда есть несколько источников информации, стенды, маршрутный лист, есть ведущий, который для них друг, который не заставляет соревноваться любой ценой, а скорее поддерживает. К тому же мы всегда разрешаем и родителям заходить в помещение и играть вместе с детьми. Так что даже сложные темы им даются хорошо».
«Игровые форматы мотивируют ребенка к действиям: он должен самостоятельно решить задачу (например, попробовать рассчитать кредитную ставку), а не просто запомнить и пересказать информацию».
Весьма оригинальная разработка «Квестигры» — шесть квестов для музеев. Такой формат позволяет по-новому познакомиться с классиками, открыть для себя новые стороны их личной жизни, в которой деньги, разумеется, играют важную роль. Например, в Музее Н.А. Некрасова участники не просто могут познакомиться с бытом писателя, совершив рутинный визит. Они путешествуют по музею по специально разработанному маршруту, а по пути им приходится принимать финансовые решения за классика, который, как известно, выпускал журнал «Современник», то есть, по сути, занимался предпринимательством. Сколько сотрудников требуется в журнале, сколько денег пустить на охоту и карточные игры, а сколько отложить на чёрный день? Квест делает посещение музея захватывающим развлечением, а Некрасов становится как родной…
Среди московских коллег «Квестигры» можно выделить компанию ПАКК, которая разработала станционную игру «Финансовые звезды», где участники, разбившись на команды-«корпорации», должны построить космический корабль. Они переходят от станции к станции, используя возможности для «заработка» и взаимодействуя с финансовыми организациями. Такую игру можно провести не только в просторном помещении, но и за городом, расположив игровые локации на расстоянии друг от друга.
Как говорят участники рынка дополнительного образования, других серьезных разработок в области финансовых квестов в Москве, к сожалению, сегодня нет – формат только зарождается. Как считают на рынке, пока в рамках федерального проекта по повышению финансовой грамотности акцент делается на урочную систему обучения, пособия и материалы к урокам. А область, к которой относятся квесты, — это внеурочная работа, которой начинают заниматься позже, поэтому на такой формат со стороны Минфина России и региональных властей запрос меньше.
Региональный разворот
В регионах квесты по сценариям «Квестигры» тоже проводятся. Сценарии и методические материалы, разработанные в рамках проекта Минфина РФ, находятся в свободном доступе, поэтому их можно использовать — и это делается. Однако далеко не всегда используются все возможности игры. Чаще всего мероприятия по итогу приобретают лекционный формат.
В квесте «Деньги в кошельке» действие происходит в воображаемом городе Финграде
«Квестигра» и сама работает в регионах, помогая проводить квесты на местах. Обычно туда едут специалист-«квестолог» и представитель экономического факультета МГУ. Так, в Казани проводился квест с акцентом на развитие у школьников предпринимательских навыков, во Владивостоке стал очень популярным квест на тему регионального развития, а в Волгограде во время Недели финансовой грамотности прошла игра, посвящённая особенностям ценных бумаг.
В Ставрополе придумали свой финансовый квест — но это опять-таки «игра по станциям», а не классический городской квест. Как рассказывает Надежда Герасименко, координатор проекта по повышению уровня финансовой грамотности в Ставропольском крае, всё началось со знакомства с организаторами городских игр-квестов «Энкаунтер» (так называется международная сеть активных городских игр). «Мы дали им задание разработать финансовый квест для школьников и студентов на тему личных финансов и предпринимательства», — говорит Герасименко. В итоге появилась игра, по сюжету которой игроки перемещаются по десятку локаций. На каждой из них они выполняют задания и получают код, который вводится на платформу «Энкаунтер» в интернете.
«Мы видели, как родители учили детей, что такое кредит и как рассчитать ставку. Передача знаний и создания командного духа в семье происходили при этом одновременно».
У игры есть разные сценарии. По одному из них школьники должны побывать в «шкуре» предпринимателей: узнать, как можно зарегистрировать свою деятельность в налоговой, пойти в «банк» и выбрать для себя условия кредитования, потом отправиться на «завод» и заключить контракт на поставку товара, а затем отвезти товар на рынок и продать его. По другим сценариям дети должны научиться тому, как можно вернуть некачественный товар в магазин, расплачиваться банковской картой и решать другие несложные финансовые задачи.
Эту игру в Ставропольском крае сыграли на конец 2018 года 11 раз, как рассказывает Надежда Герасименко. Она оказалась востребованной и легко трансформируемой, и её стали переделывать под разные темы. Например, сделали на её основе семейный квест для команд, состоящих из детей и родителей. У семейного квеста другой «замес»: семья на старте получает определенный доход в игровой валюте, а к концу игры должна его нарастить, правильно выполняя задания и привлекая кредитные средства. Семейный финансовый квест прошел дважды – в Невинномысске и Ставрополе. «Мы видели, как родители учили детей, что такое кредит и как рассчитать ставку. Передача знаний и создания командного духа в семье происходили при этом одновременно», — говорит Герасименко.
По словам Надежды Герасименко, для Ставропольского края этот финансовый квест — уникальная история. Во многом потому, что организация мероприятия достаточно затратна. Быстро выяснилось, что проводить игру с помощью волонтеров не получится и придется привлекать на локации обученных «агентов», уже имевших опыт проведения подобных игр в «Энкаунтере». «Агенты должны уметь противостоять определённому давлению команд, а это не дается сразу», – поясняет Герасименко. Еще нужно учитывать затраты на печать сопутствующих материалов и валюты, а также на покупку сувениров для участников.
Кроме того, в Ставрополе успешно заимствовали один из форматов, придуманных «Квестигрой», — а именно «Финквест» в помещении. В течение прошлого года обученный отряд волонтеров «Финансист» ездил по Ставропольскому краю и проводил там игры среди старшеклассников, с 9 до 11 класса.
Опыты в жанре финансового квеста проходят и в других регионах. Челябинский центр финансовой грамотности «Богатеи с детства» проводит тематические новогодние финансовые квесты для детей «На ёлках деньги не растут». Начинается квест с того, что дети пишут «правильное» письмо Деду Морозу – их учат, как обозначать цели и оформлять письма. А дальше – задачки на развитие навыков финансовой грамотности. Правда, этот квест проходит в помещении, и больше напоминает всё же «игру по станциям».
Городские квесты, при всей сложности их проведения, можно адаптировать для любого города
В школе финансовой грамотности Money Start (Екатеринбург) разработали финансовый квест «Откуда берутся деньги» в рамках проекта «Гид по финансам» Уральского банка реконструкции и развития. Как рассказала руководитель школы Анна Долженко, на создание квеста ушло два месяца. Основные статьи затрат: разработка квеста (разовые расходы), обучение и оплата работы бизнес-тренеров (4 человека), хелперы (2 человека), дизайнерский реквизит на 30 участников, оборудование (проектор, столы, флипчарт, стулья), площадка для проведения мероприятия 100-150 кв. метров.
«Участникам даются базовые знания по таким понятиям, как национальный бюджет, инструменты инвестирования и виды налогообложения».
Первая фокус-группа из 25 школьников прошла квест в сентябре 2018 года, а на сегодняшний день прошло уже пять таких квестов для школьников, в них приняло участие 150 человек.
В основу квеста положен один из принципов из известной книги Роберта Кийосаки, а цель — расширить кругозор в вопросах финграмотности. Проходит он по «станционному» принципу: на каждой станции участники решают кейсы, разгадывают финансовые кроссворды, ребусы, анаграммы и т.д. и ведут командный бюджет. На начало квеста у всех команд есть некая сумма, которую они могут увеличить или уменьшить, зарабатывая или теряя монеты, покупая подсказки и делая обязательные платежи. В ходе игры участники могут попробовать себя в разных ролях: ребенок, работник, инвестор и бизнесмен. И хотя квест рассчитан на возраст 9-12 лет, участникам даются базовые знания по таким понятиям, как национальный бюджет, инструменты инвестирования и виды налогообложения. Похоже, общий тренд таков: начать разбираться в денежных вопросах не только никогда не поздно, но и не рано.
Комментарии отключены.