Методика мониторинга
В этой постоянной рубрике журнал «Дружи с финансами» анализирует российское медиаполе с точки зрения частоты употребления за указанный период слов, имеющих отношение к финансовой грамотности и личным финансам.
Частотный анализ предоставлен информационным партнёром рубрики — компанией «Медиалогия». Исследование проводится по всем российским печатным СМИ и интернет-ресурсам общественно-политической и финансовой тематики. Данные сравниваются с аналогичным периодом прошлого года. Мониторинг ведётся более чем по сорока словам и словосочетаниям, но для публикации отбираются те из них, которые продемонстрировали наибольшую динамику своего присутствия в информационном поле.
Как читать данные
В кружках у казаны слова, по которым проводился частотный анализ в публикациях СМИ за указанный период.
Крупная цифра на плашке соответствует частоте использования слова в публикациях СМИ за период.
Цифра со знаком плюс или минус на маленькой плашке другого цвета показывает, насколько изменилась частота использования слова по сравнению с аналогичным периодом год назад в процентах.
О чём рассказывает мониторинг
Значительное изменение частоты употребления слова относительно уровня периода сравнения сигнализирует о смещении фокуса внимания СМИ и общества. Как правило, это происходит под влиянием тех или иных информационных поводов. Мониторинг журнала «Дружи с финансами» позволяет измерить это смещение и изменение в информационной повестке количественно.
Криптовалюты набрали медийный вес два года назад, когда биткойн ставил один рекорд за другим и достиг стоимости почти в 20 тыс. долларов США за штуку. Тогда о криптовалютах стали писать даже издания, весьма далёкие от экономики и новых технологий. Интерес аудитории подогревался рассказами о ранних адептах, которые в начале 2010-х интереса ради приобрели за символическую сумму сотню–другую биткойнов, а в 2017-м обнаружили, что стали долларовыми миллионерами. В историю вошёл американский программист Ласло Ханьез, который в 2010-м заплатил за доставку двух пицц 10 тыс. биткойнов (по тогдашнему курсу — 41 доллар) и был очень доволен, что купил что-то реальное за виртуальную валюту. В декабре 2017 года его 10 тыс. биткойнов стоили бы почти 200 млн долларов. «В те времена было непохоже, что у биткойна есть какая-то реальная ценность, поэтому идея обменять их на пиццу была невероятно крутой, — скажет позже Ласло Ханьез журналистам «Нью-Йорк Таймс». — Никто не знал, что биткойн так вырастет». Как бы то ни было, разговоры о криптовалютах пошли на убыль, равно как и их котировки. Сегодня биткойн стоит 7,5 тыс. долларов. По итогам можно сделать простой вывод: угадать с активом, который так сказочно вырастет, сродни выигрышу в лотерею.
То, что россияне всё меньше интересуются курсом валют, объясняется укреплением рубля и низкой (а по евро — часто даже нулевой) доходностью валютных вкладов. В начале 2019 года доллар США стоил 69,47 рубля, на момент сдачи номера в печать (09.12.2019) — 63,71. По данным недавнего исследования «Сбербанк Управление активами», 94% россиян в качестве приоритетной валюты для формирования накоплений выбирают российский рубль. Доля соотечественников, имеющих накопления в валюте, упала за последние пять лет вдвое. Стоит ли удивляться тому, что они всё меньше следят за курсом?
С инфляцией тоже всё понятно: чем она ниже, тем меньше ею интересуются СМИ и россияне. В декабрьском интервью российским телеканалам премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что по итогам 2019 года инфляция не превысит 3,8%, то есть достигнет исторического минимума (в 2018 году она была на уровне 4,3%).
Давайте теперь посмотрим, какие слова стали употребляться в СМИ намного чаще. Пенсионная реформа и повышение пенсионного возраста ввели в широкий обиход новое слово — «предпенсионеры», означающее граждан предпенсионного возраста. Эксперты рынка труда оценивают уровень безработицы среди «предпенсионеров» как экстремально высокий. С дискриминацией по возрасту при трудоустройстве и более низким уровнем оплаты труда граждане начинают сталкиваться уже с 45 лет. Тема набирает обороты: употребление слова «предпенсионеры» увеличилось на 54%. Много публикаций было посвящено усилиям государства по переобучению и повышению квалификации граждан предпенсионного возраста. Самое весомое словосочетание нашего мониторинга, которое встречается в наибольшем числе публикаций, — «банковские карты» (более 32 тыс. случаев употребления за два месяца). Частота его использования в СМИ возросла на 16% по сравнению с прошлым годом. Причём какого-то одного крупного инфоповода для этого не было: информационный поток в основном состоит из публикаций с мест об успешных и неуспешных попытках мошенничества с банковскими картами. Наиболее распространённая схема — звонки злоумышленников якобы из «службы безопасности банка» с сообщением о «подозрительных операциях по вашему счёту» и предложением перевести средства на «защищённый счёт». Мошенники активизировались, будьте бдительны!
Комментарии отключены.