Всероссийская неделя сбережений (проводится с 2014 года) этой осенью установила очередной рекорд: с 31 октября по 14 ноября в ней приняли участие более трёх с половиной миллионов человек из 85 регионов России. Для сравнения: в 2015 году таковых было только 15 тысяч.
Главная тема прошедшей Недели — цифровая финансовая грамотность и ответственное поведение потребителей финансовых услуг в интернете.
«Количество вовлечённых в движение Недели сбережений растёт, — отмечает Александр Синцов, директор направления «Недели финансовой грамотности» Национального центра финансовой грамотности. — Поступает много запросов от региональных минфинов с просьбами пояснить, как можно принять участие в этих мероприятиях».
Цифры говорят сами за себя. Например, в Алтайском крае прошло более тысячи очных мероприятий (против 365 годом ранее). Свыше тысячи мероприятий состоялось в Архангельске и области, 1 338 — в Волгоградской области.
Форматы мероприятий использовались самые разные, но преобладали всё же игровые. В Архангельской области, например, прошли игры для студентов на тему потребительского кредитования, масштабный квест «В поисках сокровищ», игры «Не в деньгах счастье», кейс-игры «Финансы и цифровизация» для студентов, в ходе которых обыгрывались темы мошенничества в интернете. «В этом году мы видим гораздо больше квестов, викторин и конкурсов, охватывающих школьников, учащихся СПО и вузов», — комментирует Надежда Герасименко, координатор работ по реализации программы повышения финансовой грамотности на территории Ставропольского края.
Представители регионов отмечают, что в мероприятиях Недели сбережений стали более охотно участвовать профессиональные участники финансового рынка — в первую очередь филиалы кредитных и страховых организаций. А в ряде регионов обращают внимание на то, что в этом году оказались более активными коммерческие организации — официальные партнёры Недели. «Хочется отметить, что расширился состав представителей активного регионального бизнеса, — говорит Анастасия Боброва, консультант по информационным кампаниям программ по повышению финансовой грамотности в Калининградской области. — Они помогли организовать ряд образовательных проектов на рабочих местах. Как оказалось, бизнес очень активно идёт на контакт и готов нести идеи финансовой грамотности в массы».
Новацией Недели стали прямые трансляции в соцсети «Одноклассники» — обсуждение в прямом эфире вместе с экспертами вопросов финансовой безопасности и личных инвестиций. Идея таких трансляций выросла из проекта двухгодичной давности, когда Национальный центр финансовогой грамотности совместно с компанией «Виза» и журналом «Домашний очаг» проводили похожие прямые эфиры в «Одноклассниках». Эти ток-шоу о деньгах вызвали большой интерес, и формат решено было развивать. «В этом году мы напрямую обратились к Mail.ru Group и нашли понимание с порталом «Одноклассники», — рассказывает Александр Синцов. — Для них это тоже актуально, ведь мошенники часто используют различные соцсети. В прямых эфирах мы с помощью экспертов-спикеров рассказывали людям о том, как вести себя в соцсетях, чтобы не потерять свои деньги, как распознавать мошеннические схемы в Сети». Эти эфиры оказались очень востребованными: их посмотрело в общей сложности более 1,8 млн человек.
Среди всех событий Недели выделялось мероприятие уникального формата — хакатон «Личная цифровая финансовая безопасность, или Как не потерять деньги в один клик», состоявшийся на экономическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова. Участники хакатона — студенты ведущих вузов страны — всего за один час должны были, разбившись на команды, найти в интернете сайты с сомнительными предложениями финансовых услуг, мошеннические инвестиционные онлайн-площадки, ресурсы микрофинансовых организаций, предлагающих займы под сотни процентов, и т. п. Игрокам удалось найти множество подобных ресурсов и проанализировать большое количество финансовых мошеннических схем, использующихся в Сети. Это и было целью хакатона — стимулировать студентов глубоко разобраться в видах цифрового финансового мошенничества. Уровень студенческих работ и презентаций, по мнению жюри конкурса, оказался на редкость высоким, ну а актуальность темы цифровой финансовой грамотности сомнений не вызывает: по данным НАФИ, 67% россиян, прибегающих к финансовым услугам, используют мобильные приложения и сайты банков.
Помимо этого, нынешняя Неделя ознаменовалась важным анонсом: 12 ноября в Инновационно-образовательном комплексе «Техноград» была представлена новая программа Проекта Минфина России «Финансовая грамотность на рабочем месте». Программа рассчитана минимум на год (продлится до октября 2020-го) и охватывает более 500 компаний в 40 регионах России. Первые тренинги на основе разработанных НАФИ материалов уже прошли в «Сибуре», «Еврохиме», Национальной нерудной компании. Обучающие материалы включают широкий круг финансовых вопросов — от управления семейным бюджетом и кредитной нагрузкой до пенсионного обеспечения и страхования базовых рисков семьи.
Обучение финграмотности на рабочих местах будет проходить как в очной форме (в группах от 15 человек), так и в дистанционной. К нему планируется подключать и внутренних специалистов компаний, в частности сотрудников экономических отделов, чтобы из них со временем сформировался актив финансовых тьюторов.
Ключевой темой фестиваля в этом году стали цифровая финансовая грамотность и безопасность цифровых финансовых услуг
Работодатели прямо заинтересованы в таких занятиях, ведь исследования показывают, что 70% прогулов сотрудников вызваны регулярными стрессами, а 50% стрессов — финансовыми проблемами. Кроме того, из-за личных проблем, например, с выплатой кредита производительность труда среднестатистического работника снижается на 15%. Разработчики программы Минфина России ориентировались на успешный опыт обучения финграмотности на рабочих местах за рубежом (например, в Великобритании) Канаде и Нидерландах. По словам Анны Зеленцовой, советника директора Проекта Минфина России по повышению уровня финансовой грамотности, окупаемость инвестиций в такое обучение составляет три доллара на один вложенный. Для самих сотрудников занятия по финансовой грамотности будут бесплатными.
23 ноября в Москве на привычной площадке — в РЭУ им. Г. В. Плеханова — прошёл Семейный финансовый фестиваль, став заключительным мероприятием Недели. Одна из центральных идей фестиваля, определяющая его концепцию и формат, состоит в том, что семейные финансы — тема, к обсуждению которой необходимо привлекать детей с самого раннего возраста, поскольку только так можно заложить основы для формирования ответственного и рационального финансового поведения у подрастающего поколения. Именно поэтому фестиваль объединил множество мероприятий, адресованных всем поколениям: увлекательные занятия в игровой форме для самых маленьких, финансовые игры и викторины для подростков, лекции, дискуссии и консультации по финансовым вопросам для взрослых. По мнению заместителя министра финансов России Сергея Сторчака, что для россиян всё более важными становятся навыки обращения с новыми цифровыми инструментами, такими как интернет-банкинг, различные программы для учёта личных финансов. «С некоторыми из этих форматов, — сказал он, — можно познакомиться на Семейном финансовом фестивале, в том числе больше узнать об основных принципах финансового планирования и о способах уберечься от мошенничества».
Анна Валькова, заместитель директора Департамента международных финансовых отношений Минфина России, отметила, что фестиваль год от года набирает обороты: «Интерес к нему растёт и в регионах, и в столице, хотя Москва для нас — одна из наиболее сложных площадок. В столице люди более самостоятельны и имеют больше возможностей для поиска финансовой информации, чем где бы то ни было. С рисками, связанными с цифровыми финансами, дети начинают сталкиваться уже в самом юном возрасте. В 14 лет они могут легко получить банковскую карту, привязанную к счёту родителей, и пользоваться ею, но ещё не понимают сопряжённых с этим угроз и ответственности. Нам важно научить их внимательно относиться к таким вещам». «Мы все уже давно живём в век цифровых технологий и не можем не обращать на это внимания, — говорит Владимир Фролов, партнёр коммуникационного агентства «Р.И.М.» (организатор мероприятия). — Самый сложный вопрос здесь — финансовая безопасность в цифровую эпоху, так что мы подняли жизненно важную проблематику».
У посетителей фестиваля был огромный выбор полезных развлечений, направленных на формирование привычки осознанно относиться к своим тратам и задумываться о сохранении и приумножении личных средств: на площадке почти в 4 тыс. кв. метров было организовано более 80 активностей. На центральной площадке гостей встречал огромный жёлтый робот, здесь же на сцене выступали Академия детского мюзикла и Театр-студия АДМ. Руководители Академии рассказали, что участвовали во всех шести столичных фестивалях и для каждого готовили новое шоу. В прошлом году показывали зрителям «финансовый детектив» с поисками способов заработка. В этот раз представили постановку на тему инвестиций и инфляции.
Площадка фестиваля представляла собой «Финансовый город», на территории которого имела хождение своя валют —«фестики»
Позднее на центральной арене фестиваля началось ток-шоу на тему личных денег и осознанности наших трат, которое провела Анетта Орлова, психолог и бизнес-тренер, ведущая радио «Романтика». Для фестиваля это был экспериментальный формат, вызвавший большой зрительский интерес.
От центральной площадки гости перемещались к интересующим их локациям, разделённым на три блока: для детей и подростков, для взрослых и для всей семьи. Все эти активности объединялись в большой «финансовый город» с собственной валютой — «фестиками». На нынешнем фестивале появились новые локации: «Финансовый центр», «Обсерватория», «Парк развлечений», «Технопарк», «Кинотеатр». «Финансовый центр» как раз был рассчитан на семейное повышение финансовой грамотности: там региональные координаторы Проекта Минфина России проводили игры и занятия для подростков и их родителей, рассказывая о разных видах налогов и обучая личному финансовому планированию. В «Обсерватории» родители могли принять участие в интерактивных практикумах финансовых экспертов. В похожем формате работал «Университет» для взрослых, где под модерацией главного редактора портала финансовой информации Finversia.ru Яна Арта прошли живые дискуссии: участники могли задать вопросы экспертам, прочитавшим лекции о грамотном управлении деньгами. В числе тем, больше всего интересовавших аудиторию, были способы противодействия финансовым мошенникам и защита сбережений от инфляции. Отчасти этот формат был похож на практикум для начинающих инвесторов.
С лекцией о цифровой финансовой безопасности выступила Светлана Толкачёва, заместитель президента — председателя правления «БМ-Банка». «Участвую в фестивале второй раз, — поделилась она своими впечатлениями с журналом «Дружи с финансами». — Организаторам фестиваля удалось достичь хорошего сочетания возможностей для получения финансовой информации для детей и взрослых в одном месте и в одно время».
Для детей и подростков работал «Кинотеатр», где можно было посмотреть мультики с «финансовым акцентом» — «Смешарики», «Фиксики» и другие. На площадке «Космодром» ребята осваивали новую профессию — программировали роботов. В «Библиотеке» и «Школе» юные участники фестиваля учились дискутировать на финансовые темы, планировать личный бюджет, составлять бизнес-план и искать способы начать своё дело. Участвуя в играх, ребята зарабатывали внутреннюю валюту, которую потом могли потратить в фестивальном «Магазине» на сувениры.
«Формат фестиваля уже отработан и остаётся интересным, хотя мы всякий раз добавляем новые локации, чтобы не оттолкнуть и тех людей, которые уже не в первый раз в нем участвуют, — констатирует Анна Валькова. — Этим фестивалем мы можем как минимум привлечь внимание детей и родителей к теме финансовой грамотности».
В рамках Недели сбережений Семейные финансовые фестивали прошли также в Ярославле, Уфе, Воронеже, Сыктывкаре и Чебоксарах и других городах. «На местах к организации фестивалей привлекались региональные министерства финансов, центры финансовой грамотности, финансовые институты, университеты, — говорит Александр Синцов. — Следующей весной и осенью пройдёт ещё десять региональных финансовых фестивалей. Организуя их, мы передаём свои наработки и опыт по их проведению, чтобы в дальнейшем регион мог уже справиться без нашей помощи». В регионах финансовые фестивали проводятся на менее масштабных площадках, чем в Москве, однако по количеству представленных локаций и активностей (лекций, игр, дискуссий, квестов и пр.) мало чем уступают столичным.
Комментарии отключены.