Как обучать финансовой грамотности на примере литературных героев
Литературные произведения — своеобразное зеркало жизни: в них находят отражение все аспекты человеческой деятельности, в том числе и связанные с финансами. Сюжет любой книги разворачивается на фоне определённых социально-экономических условий. Если приглядеться, почти в каждом художественном произведении можно обнаружить бытовые, повседневные подробности обращения с деньгами. Герои книг озабочены вопросами материального благополучия, сосредоточенно копят или бездумно тратят, удачно вкладывают средства или ввязываются в сомнительные финансовые предприятия, обрастают долгами или ищут способы достойного заработка. При этом в зависимости от эпохи, в которой происходят описанные события, персонажи ведут себя по-разному, пользуются разными продуктами и услугами, имеют специфические привычки и модели финансового поведения.
Выходит, классика литературы, которую изучают в рамках школьной программы, — кладезь полезной финансовой информации? Именно так. Но чтобы этой информацией воспользоваться, нужно научить детей оценивать поведение литературных персонажей с точки зрения финансовой грамотности. С такой идеей в 2016 году выступила компания «ПАКК», разработчик образовательных программ и методических материалов для проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Она предложила провести межрегиональный конкурс среди школьников на лучшую работу по анализу литературных произведений с точки зрения финансовой грамотности. Инициатива победила в конкурсной программе Минфина России «Фонд хороших идей» и получила финансирование. Однако потребовалось провести обширную подготовительную работу, чтобы идея нашла отклик среди педагогов и заинтересовала самих школьников.
От учителей к ученикам
«Прежде чем обратиться к широкой аудитории, — рассказывает руководитель проекта Светлана Ершова из компании «ПАКК», — мы своими силами (среди экспертов компании много педагогов с филологическим образованием) проанализировали четыре произведения, которые изучаются в рамках школьной программы: «Дубровский», «Преступление и наказание», «Анна Каренина» и «Вишнёвый сад». На уроках литературы эти произведения обычно обсуждают с точки зрения социального или любовного конфликта, а также средств художественной выразительности. Нам же важно было убедиться, что в них имеется достаточно информации о финансовом поведении героев, с которой можно работать». Генеральный директор компании «ПАКК» Вадим Финогенов добавляет, что одной из задач проекта было посмотреть на русскую литературу как на источник жизненного опыта — увидеть в ней не «картонных персонажей», не выдуманные образы, а абсолютно реальных людей, которые живут своей сложной жизнью. «Очень часто чтение книг из школьной программы воспринимается детьми как сущая мука, — говорит он. — Мы же хотели представить литературу как учебную дисциплину более живой, актуальной и познавательной, менее дидактичной и скучной».
Чтобы замысел сработал, начать следовало не с учеников, а с учителей — попробовать зажечь их идеей финансовой грамотности и обучить новым подходам к работе с литературными произведениями. Осенью 2016 года компания «ПАКК» провела ряд семинаров в нескольких регионах страны. Мероприятия преследовали сразу несколько целей. Во-первых, они продвигали идею обучения школьников финансовой грамотности на уроках литературы. Во-вторых, вовлекали в этот процесс учителей: вместе с ними консультанты «ПАКК» занимались анализом литературных произведений и созданием справочных материалов. В-третьих, на них рассказывали о новом конкурсе «Учимся финансовой грамоте на успехах и ошибках литературных героев» и приглашали к участию в нем.
Кроме этого, подогреть интерес к связке литературы и финансов решено было с помощью онлайн-викторины, которая стартовала осенью 2016 года. Она проходила в три этапа. В первых двух учащимся 7–11 классов предлагалось ответить на несколько вопросов — от сравнительно простых (например, «Какие предметы отдал в залог старухе-процентщице Родион Раскольников?») до более сложных, рассчитанных на понимание нюансов поведения персонажей. В третьем туре требовалось написать короткое эссе о поведении помещицы Коробочки при заключении сделки с Чичиковым по продаже мёртвых душ в книге Н. В. Гоголя. В викторине приняло участие более двух тысяч детей и взрослых; все участники получили также информацию о стартующем конкурсе для школьников.
Если приглядеться, почти в каждом художественном произведении можно обнаружить бытовые, повседневные подробности обращения с деньгами
Вадим Финогенов, генеральный директор компании «ПАКК»:
Мы хотели сделать литературу как учебную дисциплину более живой и познавательной, менее дидактичной и скучной
Запуск конкурса
В конкурсе, работы на который принимались с января по апрель 2017 года, было объявлено три номинации: «Литературное творчество», «Мультимедийный проект» и «Исследовательская работа». В рамках первой номинации школьники готовили собственное литературное произведение, так или иначе раскрывающее вопросы взаимоотношений персонажа с финансами: сказку, фельетон, письмо литературному герою… Мультимедийный проект подразумевал создание компьютерной презентации, видеоролика, онлайн-квеста, мультфильма и им подобные форматы. И, наконец, исследовательская работа тянула на полноценный научный проект: школьнику нужно было поставить проблему, изучить её, подготовить доклад и презентацию. Например, одна из участниц предложила свой расчёт личного бюджета Башмачкина из гоголевской «Шинели». По сюжету, чтобы накопить на новую шинель, Акакий Акакиевич решается уменьшить свои «обыкновенные издержки»: не пить чай по вечерам, не зажигать свечи, реже отдавать прачке бельё, чтобы не изнашивалось от стирки, ступать на цыпочках, дабы не стереть преждевременно подмётки. В своей работе школьница задалась вопросом, имело ли смысл персонажу так экономить, чтобы достичь своей цели. Она изучила данные о типичных доходах и расходах мелкого чиновника того времени, сопоставила их и сделала вывод о том, оправданно ли было «крохоборство» Башмачкина.
Конкурс «Учимся финансовой грамоте на успехах и ошибках литературных героев» в цифрах и фактах
В жюри конкурса входили представители экономического факультета МГУ (они оценивали работы с точки зрения финансовой грамотности), учителя литературы (проверяли соответствие анализа тексту произведения) и сотрудники компании «ПАКК» (проверяли на соответствие работы требованиям конкурса). Таким образом, каждую работу читали как минимум три эксперта; этот подход сохранился и в последующие годы.
Презентация работ и их защита проводились либо очно — перед экспертной комиссией, либо дистанционно — по «Скайпу», если ребёнок не мог приехать.
На конкурс поступило более 300 работ, а его итоги подвели в апреле 2017 года на конференции, состоявшейся на экономическом факультете МГУ, куда пригласили попавших в шорт-лист участников. «Мы получили хороший отклик от учителей, родителей, школьников, — рассказывает о результатах Светлана Ершова. — Нас поддержали не только преподаватели литературы, для которых знакомые произведения заиграли новыми красками, но и учителя обществознания и истории». Для этих дисциплин, объясняет Ершова, классическая литература является хорошим источником информации о прошлом — например, иллюстрацией к тому, как зарождались и развивались товарно-денежные отношения. Получив поддержку от педагогов и школьников, специалисты компании «ПАКК» решили продолжать вести проект собственными силами (финансирование со стороны Минфина по условиям конкурса проект-победитель может получить лишь единожды). При поддержке спонсоров компания провела ещё два конкурса — в 2018 и 2019 годах. Число присылаемых работ и охват регионов заметно росли с каждым годом.
Кризис идей
Анализ работ в первые годы проведения конкурса выявил сразу несколько острых проблем. Первой из них стало обилие плагиата. По оценкам Вадима Финогенова, в 2019 году до трети присланных работ не были допущены до конкурса, поскольку более чем на 60% состояли из прямых заимствований. Вторая связана со слабой проработанностью проблем и поверхностными рассуждениями. «В целом уровень работ оказался невысоким», — признаётся Светлана Ершова. Третья проблема, продолжает она, носит более системный характер: «Оказалось, что в умах детей доминируют установки, которые обществу и школе необходимо корректировать. Например, школьники не видят разницы между предпринимательством и мошенничеством. Чичикова и Бендера они называют предпринимателями. Или другой распространённый стереотип: деньги — это зло, а стремление к обогащению развращает душу. Возможно, такое отношение уходит корнями в советское прошлое с его порицанием «губительной власти денег».
Писатель Дмитрий Быков на одной из своих лекций «винит» в распространении такого отношения к деньгам саму русскую литературу. Он полагает, что писатели сами зарабатывали мало, а деньги воспринимали не как награду за труды, а как таинственную субстанцию. Поэтому в произведениях русских классиков так много «дум» о деньгах, но мало практических рецептов того, как можно поправить свою финансовую ситуацию. «Но существует и множество обратных примеров, — не соглашается Ершова. — Скажем, некоторые купеческие истории Островского. В них человек трудится, строит своё дело, использует капитал на благо общества — выступает меценатом, благоустраивает окружающий его мир, поднимает в нём уровень жизни. Бедность же, которая якобы облагораживает людей духовно, — это частый результат неправильного финансового поведения. Если не объяснять такие вещи детям, они, повзрослев, вслед за героями произведений не будут вылезать из кредитов».
Какие финансовые сюжеты прослеживаются в классической русской литературе?
«Анна Каренина»
На примере как минимум трёх персонажей романа Льва Толстого можно проследить, как люди строят свои личные бюджеты и сводят доходы с расходами. Хуже всего с этим справляется Стива Облонский: деньги он тратит без меры, без мысли и расчёта, а о заработке думает лишь в крайних случаях, да и то поверхностно — например, продаёт лес за полцены. Вронский и Левин стараются жить по средствам, но делают это разными способами и по разным причинам. Вронский — реалист, в прошлом столкнувшийся с крупными долгами. Сегодня он ставит себе финансовые цели и готов дисциплинированно им следовать. Левин — «крепкий хозяйственник» в деревне, который ищет пути повышения эффективности своей работы, но теряется, оказавшись в городской среде.
«Портрет»
В одной из своих «Петербургских повестей» Николай Гоголь помещает героя в ситуацию, о которой мечтают многие люди. Молодой уличный художник Чартков на последние гроши покупает картину и находит в ней за рамой тысячу червонцев. Как распорядиться случайным богатством? Первый путь — одеться в модный фрак, «нанять себе славную квартиру», отправиться в театр и кондитерскую. Второй — запереться в комнате на три года и работать, не думая о текущих расходах. Интересно, что мысль инвестировать деньги даже не приходит герою в голову.
Ясно, что изменить установки и сформировать грамотное финансовое поведение за год–два невозможно. «Наша роль, — говорит Вадим Финогенов, — заключается в том, чтобы привлечь внимание ребёнка к важности темы, а заодно подтолкнуть к отказу от стереотипов и штампов, которые заменяют ему собственные размышления. Мы предлагаем подумать шире, сформировать личное мнение относительно каждой темы, поразмыслить: почему герой поступил так, а не иначе? Каковы его успехи и ошибки, чем мотивированы его действия?»
Перед конкурсом 2019 года компания «ПАКК» решила сосредоточиться на том, чтобы улучшить качество присылаемых работ и повысить степень их уникальности. Осенью 2018-го она запустила бесплатный четырёхмесячный дистанционный курс для учителей и учеников. Он состоял из девяти уроков-модулей о том, как готовить конкурсную работу: как выбирать тему, к каким литературным произведениям лучше обращаться, как поставить проблему, какими исследовательскими вопросами задаться, как искать дополнительные материалы, как прорабатывать тему и изучать исторический контекст. На курс зарегистрировалось 450 человек, причём больше половины из них — учителя. Расчёт оказался верным: по оценкам Светланы Ершовой, школьники, которые прошли курс и уделили достаточно времени подготовке к конкурсу, представили в целом значительно более сильные работы, чем их соперники.
Эволюционируют не только работы, но и сам конкурс. В 2018 году номинация «Мультимедийный проект» сменилась на «Иллюстративное искусство». «Конечно, на нас хлынул поток одинаковых портретов Буратино, закапывающего монеты на Поле Чудес, — говорит Ершова, — но встречались и рисунки с глубокими метафорическими образами. Один из участников, например, отобразил сюжет «Бесприданницы» Островского в виде аукциона, на котором мать продаёт своих дочерей потенциальным женихам. Другая участница изобразила Обломова стоящим на границе его радужных мечтаний и печальной реальности. Для нас важным было не столько художественное исполнение, сколько оригинальность идеи и небанальность иллюстрации».
Создатели конкурса обещают, что продолжат включать в него новые номинации — в том числе, возможно, выходящие за пределы литературы. В частности, одна из них может быть связана с анализом и оценкой финансового поведения реальных исторических фигур. Помимо этого, ПАКК собирается развивать и расширять дистанционный курс для подготовки к конкурсу. Параллельно специалисты компании намерены участвовать в различных фестивалях и неделях финансовой грамотности с чтением лекций, проведением викторин и мастер-классов о связи литературы и финансов (на примере приключений Буратино, историй о Простоквашине Эдуарда Успенского и других популярных произведений). Как показывает опыт, они пробуждают живой интерес у слушателей и помогают информировать взрослых и детей о проводимом конкурсе.
Школьники готовили своё собственное литературное произведение, так или иначе раскрывающее вопросы взаимоотношений персонажа с финансами
Светлана Ершова, руководитель проектов по финансовой грамотности компании «ПАКК»:
Kлассическая литература является хорошим источником информации о прошлом — например, иллюстрацией к тому, как зарождались и развивались товарно-денежные отношения
Комментарии отключены.