Эпидемии приходят и сходят на нет. После них остаются «Декамероны» и другие полезные вещи. У нынешней пандемии — при всей жестокости, с какой она обходится с людьми и экономикой, — тоже обнаруживаются полезные эффекты. Вот один из них: мы форсированно цифровизируемся — как индивидуумы и как общество. Последние несколько лет я безуспешно пытался «подсадить» представителей старшего поколения в нашей семье на цифровые госуслуги и онлайн-банкинг. Они лишь отнекивались: «Мы лучше ногами дойдём, с людьми пообщаемся, нам слишком поздно эту премудрость осваивать». Миновало несколько недель самоизоляции — и они сами все как один попросили об уроках цифровой грамоты. Сейчас не хуже миллениалов оплачивают в онлайне мобильную связь и услуги ЖКХ, оформляют цифровые пропуска. И не думаю, что вернутся к «аналоговым» привычкам после снятия режима самоизоляции.
В корпоративном мире вектор примерно тот же. Если не брать ИТ-сектор, то ещё совсем недавно в большинстве крупных компаний удалённая работа была скорее привилегией отдельных руководителей и лишь некоторых категорий сотрудников. Пронеслось поветрие COVID-19 — и вот уже 16% россиян трудятся дистанционно. Оказалось, технически для этого всё давно было готово, нужно только отказаться от прежних привычек. И теперь 20% работодателей собираются разрешить части своих сотрудников работать из дома и после снятия всех ограничений.
Похожая ситуация в банках: рост клиентских онлайн-операций за апрель составил 20–30%. Планы сокращения сети физических отделений переписываются на ходу и превращаются из долгосрочных и неспешных в среднеи краткосрочные.
Участники проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» тоже включили «цифровой форсаж». В этом номере вы прочитаете о том, как финансовая грамотность уходит в онлайн, адаптируясь к новым условиям.
Коронакризис оказался талантливым педагогом: он заставил нас всех экстерном сдать цифровой экзамен.
Комментарии отключены.