— Когда финансовую грамотность начали преподавать в российских школах?
— О необходимости повышать финансовую грамотность в России стали говорить ещё в 1990-е, но вплотную занялись этим с 2011 года. Министерство финансов разработало проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», предполагавший в том числе включение этой темы в школьное образование.
В первую очередь требовалось подготовить учебные и методические пособия. Это оказалось непросто, поскольку на тот момент в нашей стране подобных материалов в принципе не было. Мы проанализировали опыт других стран и разработали собственные учебно-методические комплекты для 2-11 классов, студентов организаций среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов. К началу учебного года напечатано 5,1 миллиона экземпляров, которые распространены по регионам — участникам проекта. В ближайшее время будут допечатаны ещё 6,4 миллиона — для образовательных организаций ещё 41 региона.
Изначально учебные пособия создавались для дополнительного образования, которое могло реализовываться как в школе за пределами обязательной программы, так и в системе кружковой и клубной работы (дома творчества, детские клубы и так далее). В ходе апробации мы убедились, что наши учебно-методические комплекты прекрасно «работают» в системе внеурочной деятельности, факультативов, элективов. Внеурочная деятельность входит в образовательную программу школы и включает в себя определённое количество часов, которые школа может наполнить различными курсами по своему усмотрению (по желанию родителей и детей). Гарантии, что эти часы будут отведены на обучение финансовой грамотности, разумеется, нет. А для нас было важно, чтобы каждый ребёнок получил базовые знания в финансовой сфере, мог оперировать основными понятиями. Поэтому следующим шагом стало внедрение элементов финансовой грамотности в обязательные школьные предметы.
— В какие, например?
— Новый блок знаний по финансовой грамотности интегрируется в такие предметы, как история, информатика, обществознание, математика, ОБЖ, литература, экономика, право, английский язык и география. На уроках ОБЖ школьники смогут обучиться основам финансовой безопасности. Дети должны знать, как защитить себя от мошенников, как распознать фальшивые деньги, как не стать жертвой финансовой пирамиды. На уроках истории учащиеся знакомятся с разнообразными финансовыми проблемами и ситуациями, имевшими место в прошлом. На уроках права — с такими понятиями, как правовая ответственность за налоговые правонарушения, страхование, стартап… Учебные материалы по английскому языку направлены на расширение лексического запаса по теме финансов. Элементы финансовой грамотности включаются и в математику. Когда происходит такое дополнение, математика становится интересной и понятной для ребёнка. Освоенные знания и умения дети смогут применить в жизни: рассчитать располагаемую зарплату, премию, налоги, семейный бюджет, доход по вкладу, реальную стоимость кредита. А на уроках литературы можно изучать финансовые ошибки и успехи литературных героев.
Варианты использования образовательных программ по финансовой грамотности
Общее образование
Обязательные предметы: обществознание, математика, ОБЖ, литература, география, английский язык, экономика и право
Внеурочная деятельность, факультативы, элективы, системные курсы, программа воспитания и социализации, отдельные просветительские мероприятия
Дополнительное образование
Образовательные организации дополнительного образования: дома творчества, клубы и др.
Детские центры сезонного и круглогодичного действия (детские выездные лагеря)
— Почему так сложно вводить финансовую грамотность в школьную программу?
— С одной стороны, пока не все педагоги готовы к тому, чтобы включить блок финансовой грамотности в свою программу. Для учителей это дополнительная нагрузка: нужно пройти обучение, улучшить свои знания в финансовой сфере, пересмотреть программу занятий. Вообще — поменять своё финансовое поведение, самому стать грамотным в этой области, даже где- то изменить ценностные установки. С другой стороны, современная программа общеобразовательной организации (школы), содержащая обязательные предметы, и так перегружена. Поэтому сегодня нет речи о том, чтобы сделать финансовую грамотность обязательным предметом. Хотя мы бы этого хотели и с учебно-методической точки зрения готовы.
Пожалуй, ни один предмет школьной программы в столь короткое время не делал такого прорыва: за последние пять лет разработаны новые методики обучения, созданы учебные программы, пособия, методические рекомендации для учителей и просветительские материалы для родителей. При этом применяются современные технологии: проект представлен во всех социальных сетях, задействованы вспомогательные образовательные ресурсы, мобильные приложения, онлайн-игры, видеофильмы, мультфильмы.
— Вы ведь сами обучаете детей финансовой грамотности в школе. Как учащиеся реагируют на новый предмет?
— Я веду этот предмет в школе уже год и могу с уверенностью сказать, что детям изучать финансовую грамотность очень интересно. Их волнует, как устраиваться на работу, из чего состоит семейный бюджет. Ребята понимают: это то, с чем они столкнутся (или уже сталкиваются) в реальной жизни, поэтому финансовая грамотность должна изучаться уже сегодня.
Дети — одна из приоритетных аудиторий проекта. Они уже сейчас пользуются некоторыми финансовыми продуктами, а через некоторое время станут взрослыми и будут управлять своими личными и семейными финансами. К тому же в области финансовой грамотности дети могут стать источником информации для своих родителей. Проводя апробацию материалов, мы заметили такую зависимость: чем младше дети, тем чаще родители участвуют в выполнении домашних заданий. Поэтому в процессе составления учебных пособий ориентировались ещё и на то, что родители тоже будут их изучать, погружаться в тематику финансовой грамотности.
Я получаю обратную связь. Один мой ученик когда-то поделился историей о том, как он решал с родителями финансовые вопросы. Они вместе обсудили бюджет и даже внесли в него коррективы. Учащимся нравится, что мы даём им актуальную информацию. Они так и говорят: «Круто, что в учебниках рассказывается про цифровые деньги!» Дети делятся новыми знаниями с бабушками и дедушками, рассказывают им об электронных деньгах, безналичном расчёте.
В этом действительно есть необходимость. Ребята перенимают у родителей модели поведения, в том числе и нерациональные. Приведу пример. В одной из сельских школ я проводила открытый урок на тему налогов. Дети рассчитали сумму налогов, и она превысила сумму, которая остаётся за вычетом обязательных расходов семьи за месяц налогоплательщика. Я попросила предложить варианты решения этой проблемы, и один ученик сказал: «А чего считать-то? Нужно взять кредит». Почему он так ответил? Вполне вероятно, что его родители считают кредиты средством решения любых проблем. Поэтому нам важно, чтобы и родители узнали для себя что-то новое, стали более грамотными в финансовой сфере.
— Как строится ваш урок по финансовой грамотности?
— Обычно сначала мы описываем практическую задачу (она, конечно, заготовлена заранее). Чаще всего моделируются жизненные обстоятельства взаимодействия с миром финансов, с которыми ученик может столкнуться или уже сталкивается в реальной жизни. Затем формулируем учебную задачу — то, чего мы не умеем и не знаем, чтобы решить практическую задачу (разумные алгоритмы выбора финансового продукта или компании, составления бюджета, уплаты налогов и др.). Обсуждаем возможные варианты решения. Причём решения у разных учеников или групп могут различаться, поскольку критерии выбора могут не совпадать. Главное — чтобы они были обоснованы, разумны и оптимальны для конкретного человека (группы). Важно применять разные образовательные технологии, педагогические приёмы и методы обучения, детям должно быть интересно участвовать в процессе обсуждения, им нужно иметь возможность принимать решения самостоятельно и видеть их последствия. При этом учитель выступает в роли консультанта, модератора. Я провожу круглые столы, игры, соревнования, финансовые турниры, устраиваю так называемые коммуникативные бои, в ходе которых ученик должен принять определённую позицию по тому или иному вопросу и отстоять её. Детям нравится снимать видеоролики на финансовые темы и делиться ими в соцсетях. Например, группа восьмиклассников смоделировала такую ситуацию: человек устраивается на работу, но не подписывает трудовой договор — и, естественно, работодатель не выплачивает ему зарплату. Они сыграли эти роли и запомнили, что при устройстве на работу необходимо заключить трудовой договор с работодателем.
Дети одна из приоритетных аудиторий проекта. Обучая детей, мы можем достучаться и до их родителей
Мне показалась интересной методика, которую использовали на уроках в калининградской школе. Там применили принцип тьюторства: ученики 5-6 классов проводили занятия для младшеклассников. Сначала дети обсуждали с учителем, как лучше заинтересовать малышей, а затем самостоятельно вели занятия. Таким образом, они не только сами «прожили» и освоили содержание (отдельные области финансовых отношений), но и смогли стать наставниками для других школьников. Отмечу, что, конечно, темы и формы обучения должны соответствовать возрасту, то есть познавательным возможностям детей и их реальным потребностям в финансовых знаниях.
Убеждена, что задача учителя — дать возможность ученику проявить себя, работать самостоятельно. Организовать такие интерактивные уроки сложно. Именно по-этому мы всячески пытаемся облегчить работу учителям, минимизировать временные затраты на подготовку к уроку. Для этого созданы специализированные порталы и сайты, с соответствующими материалами: ресурс Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования, ВашиФинансы.рф, ХочуМогуЗнаю.рф.
— Откуда берутся педагогические кадры для преподавания нового предмета?
— В настоящий момент создана Федеральная методическая сеть (НИУ ВШЭ и РАНХиГС), включающая Федеральный методический центр (ФМЦ) и 28 региональных и межрегиональных методических центров, где проходят подготовку учителя и преподаватели среднего профессионального образования. Охват составляет 77 регионов. Система работает таким образом: ФМЦ разработал основную программу повышения квалификации педагогов; далее проходит обучение преподавателей и методистов региональных и межрегиональных центров в Москве, а они, в свою очередь, повышают квалификацию учителей в своих и соседних регионах, проводят с ними круглые столы, открытые уроки, оказывают методическую поддержку. С 2016 по 2019 год в рамках программы повышения квалификации обучение прошли почти 27 тысяч педагогов (около 24 тысяч — по программе 72 часа, и ещё 3 тысячи — по программе 24 часа для учителей-предметников). Программа разделена на две части. Изучаются финансовая грамотность и методика обучения финансовой грамотности. Преследуется две цели: с одной стороны, обучить действующих школьных учителей, с другой — обеспечить методическое сопровождение и успешное внедрение программ финансовой грамотности в их педагогическую практику.
Обучение рассчитано на 72 часа и состоит из двух частей — заочной и очной. Сначала учителя знакомятся с основами финансовой грамотности с помощью видеолекций и презентаций, созданных специалистами (они находятся в открытом доступе, любой желающий может их посмотреть на сайте ФМЦ). Этого достаточно для того, чтобы приобрести начальные знания по финансовой грамотности. За этим следует очное обучение, которое включает 5 дней по 8 академических часов. На этих занятиях преподаватели центров и школьные учителя разбирают практические задания. Помимо этого, существует методическая часть, которая проходит в интерактивной форме. Я провожу мастер-классы для учителей. Моя методика проста: я выступаю в роли школьного учителя, а слушатели (то есть учителя) — в роли учеников. Я провожу урок, и далее мы разбираем его — делаем методический анализ (соответствие целей используемым средствам обучения, методам и педагогическим приёмам и, конечно, полученным результатам). Нередко при коллективном обсуждении учителя подсказывают мне, как улучшить тот или иной урок. Они должны научиться строить несколько типов уроков по этому принципу, а далее — дело техники: наполнить модель конкретным содержанием несложно, хотя и трудозатратно. Поэтому всеми своими разработками я делюсь с педагогами, чтобы они могли их использовать.
Важно, чтобы учителя, «прожив» этот урок, включив при этом режим рефлексии, смогли перенести технологию в свою деятельность, научились делать что-то подобное или лучше. Во всё время обучения по программе повышения квалификации педагоги готовят собственные методические проекты, то есть разрабатывают уроки, образовательные события или какие-либо материалы по финансовой грамотности применительно к своей конкретной работе. Нередко в начале обучения мы видим очень настороженное отношение к нашим курсам, но по завершении — сплошной позитив.
С этого года добавилась ещё 24-часовая программа по отдельным обязательным предметам: обществознание, математика, ОБЖ, география, английский язык.
Мы создаём для учителей все методические условия. Они могут скачать и воспользоваться уже готовыми презентациями, разработанными специально для многих тем. Это значительно сокращает время подготовки учителя к уроку.
Существуют также поддерживающие мероприятия — например, круглые столы и вебинары на актуальные темы.
Есть отдельная программа повышения квалификации сельских учителей. Эта программа реализуется Южным федеральным университетом совместно с институтом МФЦ. Работа сельских учителей несколько шире: они должны не только обучать финансовой грамотности школьников, но и проводить массовую просветительскую работу с сельским населением. Таких учителей подготовлено уже 4 400 человек.
— По каким направлениям будет развиваться обучение и просвещение детей и молодёжи?
— В ближайшее время мы будем заниматься развитием поддерживающих информационно-просветительских мероприятий по финансовой грамотности. Для взрослого населения ежегодно проводится Неделя сбережений, а для детей и молодёжи — Неделя финансовой грамотности. Два раза в год проводятся Семейные финансовые фестивали. Учащиеся могут участвовать в олимпиадах и соревнованиях. Например, на основе наших учебно-методических комплектов проводится олимпиада «Высшая проба» НИУ ВШЭ, а в 2019-2020 годах планируется проведение Всероссийского чемпионата с интересным финалом в ВДЦ «Орлёнок» в сентябре 2020 года. Отдельное направление нашей работы — создание кружков и профильных смен для детских загородных лагерей.
Подготовлено специалистов
31 400 учителей и преподавателей среднего профессионального образования
из них 4400 сельских учителей
8 300 студентов — будущих учителей
— Как происходит контроль знаний по финансовой грамотности?
— Контрольные работы по финансовой грамотности не предусмотрены. В учебно-методическом комплекте форма контроля обозначена как презентации учебных достижений. У нас нет задачи жёстко контролировать знания, освоенные в ходе занятий по финансовой грамотности. Созданные рабочие тетради и практикумы содержат большое количество задач, заданий, тем проектов, эссе и многое другое. Часть из них учитель может использовать для тренинговой работы, а часть — для проверки овладения учащимися знаниями и умениями. Эффективность обучения обеспечивается в первую очередь методикой. Когда (или если) финансовая грамотность станет обязательным предметом, поменяется и форма контроля. Методика балльного поощрения, которая стимулирует детей бороться за лучший результат, уже разработана и апробирована. Её хорошо применять при внеурочной форме занятий. А для целей диагностики учебных достижений обучающихся созданы измерительные материалы для оценки финансовой грамотности учащихся 4-х и 9-х классов. Это целая система, она существует в онлайн-формате. Любой учитель может её использовать на занятиях, а сами дети и их родители — для самоконтроля.
Комментарии отключены.