Элементы соревновательности — лучшая «приправа» обучающих мероприятий по повышению финансовой грамотности, стимулирующая школьников овладевать знаниями. Они могут включаться в самые разные форматы обучения — от внутришкольных конкурсов и викторин до всероссийских мероприятий, таких как олимпиады и чемпионаты. У каждого из них свои особенности и место в экосистеме обучения основам финансов. Одни дают школьникам возможность попасть в вуз мечты, углубив свои познания в области финансов, другие — почувствовать себя членом команды и социализироваться, одновременно приобретая новые жизненно важные навыки в финансовой сфере.
Восхождение на Олимп
Одна из важнейших задач, которые решает формат финансовой олимпиады, — постепенно закреплять за финансовой грамотностью место в ряду других школьных предметов, для начала — хотя бы просто в представлениях школьников, родителей и педагогов, утверждает Екатерина Лавренова, советник директора Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования в Российской Федерации» по образовательным вопросам. Другая очевидная задача — мотивировать школьников к обучению. Ведь есть ради чего стараться: призёры некоторых олимпиад (например, «Высшей пробы», проводимой Высшей школой экономики) могут гарантированно поступить в «Вышку» на ряд специальностей. Другие вузы тоже учитывают результаты ряда олимпиад при рассмотрении заявок абитуриентов.
В рамках Проекта Минфина на федеральном уровне реализуется две Олимпиады по финансовой грамотности для школьников — «Высшая проба» и Всероссийская онлайн-олимпиада (разработка и техническая поддержка осуществляется компанией «ОСЗ»).
Олимпиада для школьников «Высшая проба» по финансовой грамотности впервые прошла в 2017/2018 учебном году для учеников 9, 10 и 11 классов. Она стала «трамплином» для поступления в этот вуз талантливых школьников со всей страны. Как рассказала Светлана Силина, председатель методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба» по профилю «Финансовая грамотность», при подготовке олимпиады учитывались опыт и уже наработанные технологии при проведении десятков подобных мероприятий по другим профилям. «Наш федеральный методический центр занимался повышением квалификации педагогов в области финансовой грамотности практически по всей стране, — рассказывает Силина. — Поскольку наш предмет не входит в учебный план как один из основных, обратную связь об эффективности процесса обучения (как мы обучали педагогов и насколько качественно они потом работали с детьми) мы можем получить по такому параметру, как количество участников в общероссийских олимпиадах по финграмотности. Иных способов оценки качества образования почти нет». Действительно, формат олимпиады по финансовой грамотности интересен тем, что при определённой элитарности (всё же от участников требуется очень хорошая подготовка, а в ряде случаев — и содействие педагогов) даёт возможность получить пусть и неполный, но показательный срез уровня знаний школьников по всей стране.
Уже на второй год финансовая олимпиада «Высшая проба» по профилю «Финансовая грамотность» вошла в перечень олимпиад школьников Министерства высшего образования и науки на 2018/2019 учебный год. В этом году ей присвоили статус всероссийской. «У нас уже в 40 регионах есть вузы-партнёры, которые проводят второй этап олимпиады (она проходит в два тура — заочный и очный) и имеют право приглашать победителей учиться на льготных условиях», — говорит Светлана Силина.
Результаты заочного тура обрабатываются автоматически, а во время второго тура во все регионы проведения, которых почти четыре десятка, выезжают представители «Вышки». Затем работы участников привозят в Москву в письменном зашифрованном виде, и экспертное жюри выставляет баллы. Предусмотрены также возможности для апелляции на решение жюри.
«Высшая проба» — отличный «социальный лифт» для многих ребят из регионов, она даёт шанс поступить в престижный вуз и учиться бесплатно. (Для понимания: в «Вышке» на «Мировой экономике» плата за обучение доходит до 700 тыс. рублей в год.) Так что интерес к ней растёт: если в первый год проведения было две тысячи участников, то на второй зарегистрировалось уже примерно пять тысяч, а победителями первого этапа стали более 700 школьников.
Из 108 победителей олимпиады этого года 14 человек зачислили на четыре направления обучения в Высшей школе экономики: «Мировая экономика», «Экономика», «Управление бизнесом» и «Государственное и муниципальное управление». В этом проявляется особенность профиля «Финансовая грамотность»: он мультипредметный. Взять то же муниципальное управление: понятно, что оно тесно связано с бюджетом города или района.
На самом деле, отмечает Светлана Силина, организаторам олимпиады было очень сложно «развести» профили финграмотности, экономики, управления бизнесом. «В наши пособия по финграмотности, — говорит она, — входят и экономические вопросы, и даже темы, связанные с созданием малых предприятий и управлением бизнесом. Но мы решили, чтобы не пересекаться с другими профилями «Вышки», делать упор больше на финансы, банки, страховую, пенсионную и налоговую системы». А это самые сложные темы. Светлана отмечает, что уже второй год сохраняется тенденция, когда очень мало детей справляются с заданиями, связанными с налоговой системой и налогообложением. «Видимо, и родители не многое знают по этой теме, — поясняет она. — И даже школьные педагоги всегда задают по ней много вопросов. Если пенсионная реформа у всех на слуху, про банки и кредит тоже не говорит только ленивый, то с налогами сложнее».
Светлана Силина, председатель методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба» по профилю «финансовая грамотность»:
Очень мало детей справляются с заданиями, связанными с налоговой системой и налогообложением. Видимо, и родители не многое знают по этой теме. Если пенсионная реформа у всех на слуху, про банки и кредит тоже не говорит только ленивый, то с налогами сложнее
Половина заданий в «Высшей пробе» — расчётные математические, остальные — более творческие, где подростки могут порассуждать, высказать своё мнение и аргументировать его. Например, в прошлом году ученики 11 класса должны были проанализировать, сколько финансовых ошибок они совершили в течение дня, и разобрать их. А в этом году старшеклассникам предложили «отрецензировать» объявления микрофинансовых организаций, которыми те завлекают клиентов: найти, в чём их составители слукавили, какие применили нечестные маркетинговые приёмы.
Сейчас «Вышка» очень активно работает с педагогами в регионах, мотивируя их готовить детей к участию в олимпиаде. Очень большой интерес именно со стороны регионов. «Многие дети в регионах так сильно мотивированы, — говорит Силина, — что готовятся самостоятельно, или же им помогают разобраться родители».
Преимущества профиля финграмотности в том, что он включает не только фундаментальные знания, которых и так с избытком в школе, но и материал, построенный на жизненных ситуациях, с которыми любой человек сталкивается со школьного возраста. Финграмотность чётко укладывается в русло концепции «жизненного» витагенного образования (обучение, основанное на актуализации знаний через действие и на «проживании» конкретных ситуаций, требующих практического применения знаний. ), характерного для европейской и американской модели обучения. «Знания должны иметь жизненную и где-то даже нравственно-ценностную направленность, — говорит Светлана Силина. — И через финансовую грамотность это можно хорошо проследить».
Вторая крупнейшая олимпиада по финансовой грамотности — Всероссийская онлайн-олимпиада, которая в этом году проходит уже в третий раз (в рамках Проекта Минфина её проведение запланировано в период с 2017 по 2021 год). На прошлую олимпиаду зарегистрировалось семь с половиной тысяч участников. Это школьники начиная с пятого класса и студенты СПО практически изо всех регионов России. Олимпиада состоит из двух туров — отборочного и заключительного, на каждый отводится две недели. Как рассказал генеральный директор компании «ОСЗ» (организатор олимпиады) Константин Москаленко, при разработке олимпиадных заданий в основу был положен метапредметный подход (включающий такие предметы, как экономика, обществознание, математика и др.). «Это позволило ребятам, не изучающим финансовую грамотность как отдельный предмет, участвовать в олимпиаде и, как показала статистика, успешно справляться с заданиями», — говорит Москаленко, добавляя, что этом году задания для онлайн-олимпиады впервые были разработаны в соответствии со стандартами программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment — международная программа оценки достижений учащихся).
При разработке заданий для олимпиад за основу берётся метапредметный подход. Это позволяет успешно справляться с заданиями в том числе участникам, не изучающим финграмотность как отдельный предмет
Раз от раза интерес к онлайн-олимпиаде растёт, утверждают организаторы. На вторую олимпиаду зарегистрировалось более 26 тысяч пользователей изо всех субъектов РФ. По сравнению с первой число участников вдвое больше — во многом из-за того, что организаторы добавили функцию «Регистрация учителем» и педагоги смогли регистрировать ученика или группу учеников.Больше других делегировала Челябинская область. «Участники первой олимпиады привели своих друзей и одноклассников, — рассказывает Константин Москаленко. — Нас поддержало много министерств образования субъектов РФ и профильных СМИ, публиковавших новости и пресс-релизы олимпиады».
По мнению Константина, готовясь и проходя затем онлайн-олимпиаду, учащиеся проявляют больше самостоятельности и более мотивированы на результат по сравнению с традиционными уроками, а кроме того, начинают понимать в комплексе различные аспекты финансовой грамотности. «Можно даже сказать, что они проходят экспресс-обучение в формате онлайнолимпиады», — говорит он. В этом году организаторы онлайн-олимпиады тоже ждут высокого интереса со стороны школьников, тем более что уже сформировался круг постоянных участников, которые из года в год проходят задания, перемещаясь в более взрослые группы.
Константин Москаленко, генеральный директор компании «ОСЗ» (организатор Всероссийской онлайн-олимпиады):
Готовясь и проходя затем онлайнолимпиаду, учащиеся проявляют больше самостоятельности и более мотивированы на результат по сравнению с традиционными уроками, а кроме того, начинают понимать в комплексе различные аспекты финансовой грамотности. Можно даже сказать, что они проходят экспрессобучение в формате онлайн-олимпиады
И детям, и взрослым
Московский государственный университет тоже поддерживает олимпиадное движение в сфере финграмотности. В 2017/2018 учебном году в рамках проекта Минфина на базе экономического факультета МГУ была организована олимпиада по финансовой грамотности (Всероссийский конкурс «Вопросы финансового омбудсмена») для студентов. Олимпиадные задачи в этом случае имели строго практическую направленность, основываясь на реальных обращениях к финансовому омбудсмену. В этом конкурсе приняло участие свыше сотни студенческих команд из разных регионов (более 600 человек).
Особняком стоит заочная онлайн-олимпиада «Математика в семейном бюджете», состоявшаяся в 2017 году на площадке Московского центра непрерывного математического образования и выделявшаяся в общем ряду своей направленностью на семейное взаимодействие в решении задач. По словам Вадима Финогенова, гендиректора компании «ПАКК», разрабатывавшей эту олимпиаду, главной целью было именно это, а не погоня за баллами и индивидуальной победой. «Мы умышленно не пытались ограничить участие всех членов семьи, — рассказывает Финогенов. — Смысл был в том, чтобы жизненный опыт взрослых передавался школьникам. Мы пытались закрыть «брешь», когда, с одной стороны, ребёнок учится в школе и решает какие-то задачи по математике, а с другой — есть практическая математика в жизни его семьи, и не всегда эти вещи смыкаются. Нам казалось интересным, чтобы родители с детьми вместе решили какие-то задачи, пусть и не самые сложные, и смогли выйти на общие представления о том, как обращаться с деньгами».
Есть и региональный опыт проведения олимпиад по финансовой грамотности, хотя пока и очень небольшой. Например, ещё в 2016 году в Саранске прошла олимпиада «Управление личными финансами» на базе ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». В ней приняли участие 88 школьников и студентов. Олимпиада состояла из заочного и очного туров. «Проект Минфина тогда только начинался, мы подали документы на конкурс Фонда хороших идей и выиграли свой подпроект», — вспоминает Светлана Артемьева, профессор кафедры финансов и кредита Мордовского государственного университета. Участники первого тура должны были написать эссе, а во втором, очном туре уже выполняли задания. Самым важным в этом опыте было всё же не наполнение олимпиады, а организационные находки: для заочного написания эссе не пришлось искать большое помещение. «Мы просто прошлись по школам и развесили объявления с указанием адреса, куда присылать работы, — рассказывает Светлана. — Кроме того, эссе мы проверяли по мере поступления, а не «зарылись» в кучу бумаг. А вот на очный тур пригласили уже 35 человек. Школьники и студенты сидели в разных помещениях, и задачи им давались разные». И хотя в целом участников оказалось совсем не так много, как ожидали организаторы, разочарования не было: задачи оказались решены на хорошем уровне, а сами материалы, разработанные для олимпиады, сейчас используются в других обучающих мероприятиях по профилю «Финансовая грамотность» в Саранске.
Как стать чемпионом
Если олимпиады всё-таки требуют особой, подготовленной аудитории, то с конкурсами и чемпионатами всё несколько проще: в них можно участвовать без специальных знаний «на входе». А вот эффект такие мероприятия дают немалый. Отчасти к ним можно отнести и городские квесты по финансовой грамотности, которые организовывались в рамках Проекта Минфина России для сотен школьников по всей стране, и игры «Не в деньгах счастье» для старшеклассников, старт которым был дан в 2016 году в экономико-математической школе при экономическом факультете МГУ. Компания «ПАКК» организовала большой проект «Учимся финансовой грамотности на ошибках и успехах литературных героев», который стартовал в 2017 году и продолжается до сих пор. Задания конкурса построены на событиях из литературных произведений, так или иначе связанных с деньгами: от простых вопросов, требующих элементарного знания текста литературных произведений, до написания эссе, объясняющих нюансы финансового поведения литературных героев, и даже исследовательских работ, посвящённых изучению проблематики финансовой ситуации в разные периоды российской истории.
Сейчас запускается новое масштабное обучающее мероприятие — Всероссийский чемпионат по финансовой грамотности под эгидой Проекта Минфина, в рамках выполнения плана мероприятий по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017–2021 годы. В 2019/2020 учебном году он пройдёт в 15 регионах, участвовать в чемпионате будут команды в возрасте 11–17 лет. По мнению Дениса Лозинга, директора компании «Кейс-Игра» (организатор чемпионата), он охватит от трёх до пяти тысяч школьников.
Вадим Финогенов, генеральный директор компании «ПАКК» (организатор заочной онлайнолимпиады «Математика в семейном бюджете»):
Мы умышленно не пытались ограничить участие в олимпиаде всех членов семьи. Смысл был в том, чтобы жизненный опыт взрослых передавался школьникам. Нам казалось интересным, чтобы родители с детьми вместе решили какие-то задачи, пусть и не самые сложные, и смогли выйти на общие представления о том, как обращаться с деньгами.
Чемпионат — это лично-командное первенство; он будет состоять из четырёх этапов: предварительного, муниципального, регионального и федерального — и двух видов соревнований: финансовых и коммуникативных боёв. Финансовые бои нацелены на глубокое освоение содержания финансовой грамотности через решение финансовых задач и кейсов и публичную защиту этих решений, а коммуникативные направлены на формирование личных установок и отношения к основным принципам и правилам грамотного финансового поведения через публичную дискуссию на неоднозначные темы по финансовой грамотности. Задания будут относиться к пяти базовым темам: личные финансы (планирование и бюджет), сбережения семьи, кредитование, страхование, инвестирование.
Уже начался предварительный этап чемпионата, когда на базе школ, дворцов творчества и других организаций дополнительного образования проводятся мини-турниры и формируются команды участников. Эта стадия будет продолжаться до декабря 2019 года, а в январе–марте пройдут муниципальные этапы. Точное количество муниципалитетов-участников пока не известно, но Денис Лозинг предполагает, что их будет 55–56. «Наша задача, — говорит он, — запустить чемпионат на постоянной основе и затем тиражировать его на все регионы России».
Особенность формата в том, что это командная игра, где выявляются не только знания участников, но и их жизненные установки, ценностные ориентиры и коммуникативные навыки. «Чемпионат — даже более массовое мероприятие, чем те же олимпиады, — утверждает Денис. — Да и для старшеклассников он может оказаться интереснее: они попадают в «тусовку», в определённое интеллектуальное движение, которое само по себе имеет ценность с точки зрения личного развития».
Призёры «Высшей пробы» могут гарантированно поступить в Высшую школу экономики на некоторые специальности. Другие вузы тоже учитывают результаты ряда олимпиад при рассмотрении заявок абитуриентов
Но глобальная цель подобных педагогических инфраструктурных проектов намного шире. Педагоги по всей стране проходят обучение методикам преподавания финансовой грамотности, это уже массовый процесс. Однако реальность такова, объясняет Денис Лозинг, что этот предмет очень сложно «встроить» в практику образовательных организаций: «Причин много, начиная от некоторой консервативности администраций школ и заканчивая банальным отсутствием денег на новую ставку или полставки в школе. А с другой стороны, сложно мотивировать детей на дополнительную учебную нагрузку в форме обычных уроков.
Поэтому такие площадки, как чемпионат, да и те же олимпиады, помогают администрациям школ и педагогам выстраивать работу в области повышения финграмотности. Есть пространство, где можно демонстрировать свои знания и достижения как учителям, так и детям. В противном случае педагоги остаются один на один с учебно-методическими комплектами, и работать им будет намного тяжелее».
По мнению Екатерины Лавреновой, в концепции чемпионата заложен сильный обучающий эффект в сопряжении с духом соревновательности и обучением ребят работе в команде. «Создаётся среда, в которой дети быстро начинают «расти», — говорит она. — Они не только самостоятельно думают и решают задачи, но и выступают публично, отстаивая свою позицию. Глубокий обучающий потенциал подпроекта уравновешивается постоянным общением, что для школьников всегда интереснее обычных уроков. Этот формат обучения очень эффективен, и мы хотели бы, чтобы из него в перспективе выросло стабильное и широкое интеллектуальное движение, которое вышло бы на уровень школьных «Что, где, когда?» или «Брейн-ринга».
Комментарии отключены.