Финансы в профиль
Музеи финансово-экономической тематики во многих случаях прямо участвуют в Проекте Минфина России по повышению финансовой грамотности населения в качестве площадок для проведения мероприятий в рамках Недель финансовой грамотности, а их эксперты так или иначе вовлечены в жизнь профессионального сообщества финансовых просветителей.
Музей финансовых пирамид («Стоп-Пирамида»), организованный Федеральным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров, демонстрирует множество документов, охватывающих четверть века активной деятельности финансовых пирамид в России. Это сертификаты, билеты, векселя и другие «очень-очень ценные бумаги» МММ, «Русского дома Селенга» и прочих печально известных пирамид 1990-х годов. Всё, как правило, в великолепном и даже роскошном полиграфическом исполнении — ведь создателям мошеннических схем требовалось произвести на своих вкладчиков впечатление респектабельности и добропорядочности. «Это совсем недавняя история, но многое уже ушло безвозвратно, — говорит управляющий Федеральным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров Марат Сафиуллин. — Качественная полиграфия имела целью создавать ощущение активной деятельности пирамидальных структур в реальной экономике, производстве. Этот навык не утратили и современные аферисты, которые широко применяют такие же недобросовестные методы на своих сайтах, в рекламе и буклетах».
Сейчас у музея «Стоп-пирамида» есть постоянная офлайн-экспозиция на территории Федерального фонда по защите прав вкладчиков и акционеров, а также её виртуальная часть, с которой музей участвовал, например, в конференции «Территория финансовой безопасности» по защите прав потребителей финансовых услуг, проходившей в Сбербанке осенью 2019 года, а также в конференции, организованной для территориальных служб Роспотребнадзора.
Музей «Стоп-Пирамида» постоянно развивается. В этом году он станет еще доступнее для людей в рамках различных проектов по финансовому просвещению. Фонд сделает формат специальной мобильной экспозиции музея «СтопПирамида» из нескольких десятков плакатов, которая будет доступна для экспонирования в любых учебных заведениях, на публичных мероприятиях, рассчитанных на широкий круг посетителей, в целях повышения финансовой грамотности. В 2020 году будет расширена и виртуальная часть музея.
По словам Марата Сафиуллина, у музея две глобальные цели — научно-просветительская и историческая. Первая сегодня более востребована обществом, однако и историческое значение такого рода «летописи» пирамид и борьбы с ними невозможно приуменьшить: она интересна хотя бы для тех, кто сегодня призван заниматься противодействием финансовому мошенничеству. «Для нас самое важное — повышение правовой грамотности людей, их осведомлённости о недобросовестных практиках на финансовом рынке, — говорит Сафиуллин. — Знакомясь с экспозицией, люди понимают: проблема финансовых пирамид — это не просто тяжёлая ситуация в чьей-то частной жизни. Такая личная трагедия имеет глубокие корни в истории и обладает мировым масштабом». Сейчас организаторы музея занимаются систематизацией имеющегося у них материала. Главным результатом проекта «Стоп-Пирамида» станет снижение уровня финансового мошенничества и повышение финансовой бдительности людей.
Музей биржевого дела при Московской бирже, созданный в 2002 году, — единственный в своём роде в России. Среди экспонатов — документы, связанные с функционированием биржи, коллекции ценных бумаг, рублёвых монет, видеофильмы о работе российских бирж, предметы специфического биржевого обихода. С должным почтением здесь прослеживается история появления и обращения ценных бумаг. В частности, много внимания уделяется их роли при проведении денежных реформ в стране. «Многие не знают, например, что именно благодаря выпуску ценных бумаг в России были построены железные дороги — кровеносные сосуды экономики», — отмечает руководитель музея и член экспертного совета по финансовой грамотности при Банке России Юрий Голицын. Посетителям предлагается не только исторический экскурс: например, на экране показывается ход биржевых торгов режиме реального времени. «Мы демонстрируем возможности, которые имеет на бирже каждый, рассказываем о различных стратегиях биржевой игры, о том, как можно купить валюту или ценные бумаги, — говорит Юрий. — Такие вещи интересны обычно не школьникам, а студентам, особенно экономических факультетов, и на их вопросы мы подробно отвечаем». В биржевой музей приходят разные категории посетителей. Но основная аудитория — студенты и школьники. А вот в последние два года, по словам Голицына, стало всё больше целенаправленных визитов специалистов из финансовых компаний — Тинькофф-банка, Сбербанка, Альфа-Банка. Даже состоявшиеся финансовые профессионалы, как выясняется, многого не знают о биржевом деле. «То, о чём мы рассказываем в музее, для них иногда становится просто откровением, — утверждает руководитель музея. — Большинство специалистов хорошо осведомлены о западном опыте, но далеко не так близко знакомы с российской историей биржевого дела». Являясь членом Научного совета по экономической истории РАН, Юрий Голицын публикуется в различных научных и деловых журналах и издает книги по истории государственного долга и фондового рынка России. Но и просвещением «широких народных масс» Юрий Голицын по мере возможностей занимается: уже десять лет в Недели финансовой грамотности он ездит по регионам и читает лекции для всех интересующихся историей российской биржи.
Музей Банка России в Москве на Неглинной много работает со школами — организует для учеников экскурсии в историю денег, рассказывает о золотовалютных резервах и их значении для государства, о покупательной способности национальной валюты и о том, как менялся «вес» рубля на протяжении столетий. Музеи при университетах — отдельная тема. Им самой судьбой предназначено заниматься обучением.
Музей финансов при Финансовом университете — один из старейших музеев денег, его основа была заложена на рубеже 1930-1940-х годов. Он особенно интересен своей открытостью и направленностью на разнообразную аудиторию: любой желающий может заблаговременно записаться на осмотр экспозиции. Приходят сюда далеко не только организованные группы школьников и студентов. Как рассказывает директор музея Наталья Чиркова, в прошлом году здесь состоялось около 400 экскурсий для самых разных посетителей — от школьников до нобелевских лауреатов и послов европейских государств. Музей много работает со школами, проводит экскурсии для людей старшего возраста в рамках программы «Московское долголетие».
Музейный фонд постоянно пополняется, в том числе благодаря участию преподавателей и сотрудников вуза. Сердце музея – экспозиция, посвящённая 100-летней истории российских финансов, в которой представлены банкноты, монеты, документы, фотографии, счётная техника и другие артефакты, отражающие историю денежного обращения России за последние сто лет. Для тех, кто интересуется нумизматикой, коллекция музея может оказаться интересной: в ней есть, к примеру, копии шведских монет-плит и российского сестрорецкого рубля.
В экспозиции представлены также арифмометры (в том числе — немецкий Brunsviga, выпускавшийся с 1890-х годов), канцелярские принадлежности (чернильницы, карандаши, перьевые ручки), литература с автографами авторов – известных учёных-экономистов, преподававших в вузе в разное время. «Один из наших самых интересных экспонатов — китель советника финансовой службы третьего ранга образца 1948-1954 годов, — рассказывает Чиркова. — Такая форма для сотрудников финансовых служб была введена в 1948-м, но после смерти Сталина её отменили, так что это раритет». Цель этого музея — научить людей смотреть на деньги через призму истории. Но посетители черпают и кое-какие прикладные знания по финансовой грамотности: например, наглядно демонстрируется покупательная способность рубля в разные исторические периоды. «Сейчас мы готовим выставку, посвящённую Великой Отечественной войне, — говорит Наталья Чиркова. — Расскажем о нормированной системе распределения продуктов, о введении коммерческой торговли в 1944 году, приведём данные о зарплатах в тот период и покажем, что люди могли позволить себе на эти деньги».
Корпоративные и частные коллекции
Истории денежного обращения посвящён и московский Музей денег, открывшийся в 2011 году (в настоящий момент экспозиция закрыта). Музей довольно камерный, компактный. По словам бывшего директора музея Елены Степановой, хотя экспонатов здесь внушительное число — 4 тысячи, всё это монеты и банкноты, не занимающие много места. «Открывая музей, — рассказывает она, — мы понимали, что через деньги и то, как они менялись, можно проследить историю развития человечества — науки и техники, культуры и политики. Наши экскурсии показывали именно это: как совершался переход от товарного обмена к денежному обращению, как менялись материалы, из которых изготавливались деньги, что означает их внешний вид. Мы просили посетителей просто достать из кошелька купюры и рассмотреть их. На память многие даже не могли назвать их цвет. Дело в том, что у россиян есть табу на обсуждение темы денег, в отличие от жителей других стран. Отчасти именно здесь корень проблемы низкой финансовой грамотности наших соотечественников».
В 2013–2014 годах Музей денег выиграл грант от Минфина по программе повышения финансовой грамотности школьников. В зависимости от возраста ребят в музее им рассказывали про инфляцию, систему защиты банкнот и монет от подделки, накопления и налоги, о том, откуда у государства берутся деньги. Музей денег регулярно участвовал в Неделях финансовой грамотности, разрабатывал свои программы, сопрягающиеся с целями Недель. Один из таких примеров — экспозиция на тему инфляции, основанная на опыте стран Азии и Африки. Финансовая грамотность была главной нотой всей деятельности музея, объясняет Елена Степанова: «Мы очень специализированный музей и поэтому «копали» тему денег максимально глубоко, а она сильно увязана с финансовой грамотностью». Музей посещали в основном школьники и дети с родителями, а также пенсионеры.
Владелец единственного в России корпоративного музея страхования — «Ингосстрах». Этот просветительский проект существует с 2011 года. «Собранный нами материал, — рассказывает директор музея Татьяна Щербакова, — позволяет знакомить молодое поколение со страховой культурой, которой ему очень не хватает, — впрочем, как и взрослому населению России». В музейном пространстве присутствуют разные формы интерактивной подачи информации. Здесь всё нацелено на то, чтобы вовлекать посетителей в образовательный процесс, открывая для них удивительный мир страхования. В музее установлен многофункциональный экран, на котором с помощью 2D и 3D-технологий знакомят посетителей с тонкостями страхового дела. Проведение мастер-классов, круглых столов, студенческих конференций, занятия по профессиональному обучению, активное участие в Неделях финансовой грамотности и других мероприятиях существенно расширили музейную аудиторию.
Музей «Ингосстраха» является площадкой для проведения презентаций и встреч с экспертами в области финансовой грамотности: в 2016 году здесь выступали финансовый эксперт Андрей Знаменский, заместитель директора департамента по финансам и предпринимательству Организации экономического сотрудничества и развития Флор-Анн Месси и другие финансовые просветители.
Многие из приведённых выше примеров музейной деятельности в области финансового просвещения — это плод энтузиазма как сотрудников государственных музеев (без преданности делу они не смогли бы превратить музеи во что-то большее, чем просто хранилища предметов), так и компаний, для которых это сугубо затратная статья, и отдельных предпринимателей-меценатов, желающих поделиться с миром своими коллекциями. «Это подвижники, особая группа финансовых просветителей, — считает Владимир Фролов, партнёр коммуникационного агентства «Р.И.М.». — В музеях финансовой тематики стоит проводить больше совместных специальных мероприятий, посвящённых повышению финансовой грамотности. Пусть они не будут масштабными — помещения таких музеев, как правило, небольшие и могут принять одновременно лишь 30-40 посетителей, но это уже хорошая аудитория. Это могут быть встречи с финансовыми просветителями, представление литературы и авторов книг по финансовой тематике. Чтобы активнее включить музейное сообщество в Проект Минфина России, нужно, на мой взгляд, приглашать руководителей и сотрудников музеев на встречи представителей профессионального сообщества финансовых просветителей, научно-методические конференции и другие профильные события».
Творцы и деньги
Нефинансовые музеи тоже не стоит сбрасывать со счетов: они порой не менее эффективно просвещают в финансовых вопросах. В Пироговской школе, например, регулярные «походы» с детьми в музеи стали важным внеурочным дополнением к занятиям по финансовой грамотности. В 2016/2017 учебном году здесь в рамках Проекта Минфина России разработали методологический конструктор «Финансовый год». Конструктор состоит из ряда уроков в разных жанрах, от ролевой игры до семинара, и рассчитан на то, чтобы преподаватель мог выбрать один–два урока и сам определить степень погружения в финансовую тему на своих занятиях, включая туда финансовые блоки и элементы изучения финансовой грамотности — будь то литература, английский язык или история. Экскурсии в музеи при этом помогают закрепить изученный материал. Например, для учеников пятого класса в школе организуют посещения домов-музеев творческой интеллигенции: мемориального музея А. Н. Скрябина, дома-музея Марины Цветаевой, для шестого класса — купеческих домов, для старшеклассников — коммуналок, где жили известные творческие люди, и московских домов-коммун с их абсолютно особым обустройством быта, способным и сегодня поразить любого ребёнка, да и взрослого. Такие визиты в музей знакомят детей с тем, как был устроен быт в разные исторические периоды. Они узнают о том, как «расслаивалось» общество, какими путями люди могли получить квартиру в советское или дореволюционное время, как вступали в права наследства, получали продуктовые наборы и справляли свадьбы в коммунальных квартирах. «Мы исходили из того, что дети лучше всего усваивают информацию через проживание некого опыта, а не когда им что-то начитывает на уроке учитель, — говорит Мария Гардер, преподаватель Пироговской школы. — Мы хотели «привязать» этот опыт к истории страны, города и семьи». К посещению музеев детей готовили: вместе разрабатывали опросники, чтобы они могли задать вопросы о бытовых и финансовых аспектах жизни известных людей. Финансовые вопросы сюда встраивались очень органично. Скажем, о том, как мог обеспечить своё существование художник. Продажами картин, пожертвованиями меценатов, чем-то ещё?
По мотивам походов в музеи (а также по итогу просмотров фильмов и чтения исторических источников) ребята делали свои небольшие творческие проекты — рисовали комнаты, устройство домов. Получались довольно подробные буклеты — арт-объекты, с предметами быта, финансовыми документами: бумажными деньгами, лотерейными билетами. Рисовали самих жителей в типичной одежде, рекламные вывески с ценами и предложениями услуг. Причём школьники использовали в создании арт-объектов также артефакты и фотографии, найденные у себя дома и помогавшие раскрыть стиль ушедшей эпохи.
Сегодня стоит наиболее активно работать именно над тем, чтобы встраивать нефинансовые музеи в процессы финансового просвещения
«Да, можно просто преподавать финансовую грамотность в профильных классах в школах, — рассуждает Мария Гардер. — Но этот подход не позволит охватить широкую аудиторию. Далеко не во всех школах есть такие классы, а финансовая грамотность нужна всем. Мы с помощью конструктора смогли включить элементы финансового просвещения в разные предметы, в ту же историю и мировую художественную культуру».
Экспонаты сквозь призму денег
По мнению Анны Чаплыгиной, координатора направления по защите прав потребителей финансовых услуг Проекта Минфина России, сегодня наиболее перспективна работа над интеграцией «нефинансовых» музеев в процессы финансового просвещения. А музеям, в экспозиции которых тематика личных финансов уже затрагивается, необходимо оказывать информационную поддержку, рекомендовать разработанные в рамках Проекта материалы, предлагать совместные активности или приглашать их сотрудников на мероприятия.
На решение задачи вовлечения в орбиту Проекта музеев, которые пока никак не связаны с темой финансовой грамотности, нацелено одно из новых мероприятий Проекта, реализация которого стартует в ближайшее время. Как два основных типа музеев, которые предстоит интегрировать в Проект, рассматриваются мемориальные, то есть посвящённые конкретной личности, группе людей или событию, и краеведческие, охватывающие определённый регион или населённый пункт (его культуру, историю и т. п.). В фонде почти каждого музея этих двух типов имеются интереснейшие экспонаты, связанные с личными финансами, причём обычно есть возможности подать такой материал одновременно в полезном, неожиданном и интересном для посетителей ключе. Однако у музейных сотрудников, как правило, не хватает кругозора в финансовых вопросах: им просто не приходит в голову, что в таких экспонатах может скрываться актуальное и важное содержание, что они могут стать основой уникальной тематической экспозиции.
«В качестве примера, — говорит Чаплыгина, — могу привести свой недавний опыт посещения знаменитой мемориальной квартиры Пушкина на Мойке, 12 в Санкт-Петербурге. Там во временной экспозиции был выставлен оригинал договора о найме этой квартиры, который Пушкин заключал с владелицей — княгиней Софьей Волконской. Такой экспонат заслуживает отдельного большого стенда с подробным рассказом о том, насколько стоимость аренды в то время отличалась от современной, насколько обременительными были арендные траты для семейного бюджета Пушкиных, какие права и обязанности были у сторон этой сделки и насколько их взаимоотношения отличались от тех, что сейчас привычны для многих людей, снимающих квартиры. Но для сотрудников музея просто не видны такие смысловые измерения и возможность выстроить с опорой на них живой разговор с посетителями. Получается, что интереснейший документ сейчас никак не откомментирован, и гости музея просто скользят по нему глазами, видя в нём в лучшем случае лишь образец исторической каллиграфии. Уверена, что это вполне можно изменить».
Чтобы стимулировать музеи внедрять в свою деятельность финансовую проблематику там, где это уместно, в рамках Проекта Минфина России вскоре будет запущен специальный конкурс: по словам Анны Чаплыгиной, ожидается, что в нём примут участие не менее 400 музеев из разных регионов России. На конкурс будут приниматься музейные проекты, затрагивающие вопросы ответственного потребительского поведения на финансовом рынке и повседневной финансовой грамотности в привязке к тематике музея. «Основная цель конкурса — помочь музеям «раскрутить» то, что у них уже есть, но чем они не пользуются в полной мере, — поясняет Анна. — Например, расставить акценты в имеющейся экспозиции или создать новую тематическую выставку таким образом, чтобы «подсветить» экспонаты, которые могут содействовать финансовому просвещению граждан. В итоге все останутся в выигрыше: Проект получит возможность обратиться к новой заинтересованной и внимательной аудитории, а музеи — возможность привлечь посетителей новым взглядом на уже имеющиеся у них экспонаты. Для них это прекрасный повод заявить о себе на уровне региона или даже страны и в то же время немного обновить экспозицию, создать новые экскурсии, стенды, аудиогиды или иные материалы».
Денежная тема наверняка заинтересует посетителей музеев — ведь деньги являются «триггером» во все времена, а отношение людей к ним не сильно меняется с течением времени. Пушкин, например, всё время испытывал финансовые затруднения и вечно был кому-то должен. Напротив, Некрасов славился своей деловой хваткой и был, как сейчас бы сказали, вполне финансово успешен. Подробности финансовой стороны жизни классиков интересны многим: они помогают, с одной стороны, лучше узнать их как личностей, а с другой — извлечь для себя полезные уроки из их успехов и ошибок.
Музеям — участникам готовящегося конкурса нужно будет подать заявку с описанием музейного проекта, который они хотели бы создать при поддержке консультантов Проекта Минфина. Затем начнётся работа над этими проектами — с предоставлением всей необходимой информации, примеров и методической помощи в ходе вебинаров. Для полуфинала организаторы отберут несколько десятков лучших работ, авторам которых обеспечат тьюторскую поддержку. В финале конкурса пройдут презентации лучших проектов и определится музей-победитель. Результаты будут распространены на несколько сотен российских музеев, которые получат специальные методические рекомендации по созданию музейных проектов с финансово-просветительской составляющей, а также ссылки на видеопрезентации проектов-финалистов.
«Такой конкурс в рамках Проекта пройдёт впервые, и мы надеемся, что он будет полезен и интересен для многих музеев, — говорит эксперт. — Вся информация, необходимая для участия, будет вскоре доступна как на сайте Проекта, так и на сайте конкурса «Финмузей.рф».
Какие зарубежные музеи финансовой тематики стоит посетить?
Личные рекомендации Владимира Фролова, учредителя журнала «Дружи с финансами», партнёра Коммуникационного агентства «Р.И.М.»
Музей денег Банка Португалии, Лиссабон
Для своего музея Банк Португалии отреставрировал бывшее здание церкви Сан-Жулиан. Получилось очень современно с точки зрения технического оснащения экспозиции, и музей быстро стал популярным. Так что свою главную задачу — поднимать финансовую грамотность португальцев, а заодно и гостей страны — банк выполняет. В музее представлена коллекция нумизматики эпохи Великих географических открытий «Деньги на западе Иберийского полуострова: от объектов, использовавшихся в качестве денег, до евро». Осмотрев экспозицию, вы получите представление о том, как эволюционировала денежная и банковская система Португалии.
İşbank Museum, Стамбул
Музей принадлежит банку IS, который в 1924 году основал первый президент Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк. Музей İşbank представляет историю создания банка и одновременно рассказывает о развитии турецкой экономики и денежной системы. Здесь можно увидеть первую турецкую лиру, старые банковские сейфы, чековые машины, а также роскошные хранилища с фолиантами кассовых книг. В этом же здании находится библиотека с литера- турой по культуре и искусству, так что в музее пересекаются две аудитории — ценителей искусства и тех, кто интересуется банковским делом и нумизматикой. Это создаёт особую атмосферу.
Музей Национального банка Бельгии, Брюссель
Этот музей располагает, пожалуй, одной из самых обширных коллекций старинных предметов, которые использовались раньше в качестве денег. Здесь имеются первые в мире банкноты времён Династии Мин, первые современные европейские банкноты. Кроме того, музей многогранно раскрывает историю денежного обращения: в одном из залов представлена, например, экспозиция, посвящённая изменению потребительской корзины по мере развития экономики страны. Много внимания уделяется, естественно, и истории Национального банка Бельгии.
Музей «Герцлилиенблюм», Тель-Авив
Музей был основан в 2009 году банком Discount и посвящён экономической истории Израиля и исторической эволюции Тель-Авива: здесь музейные экспонаты соседствуют с интерактивными элементами и демонстрацией фильмов об экономической жизни страны. Предпринята интересная попытка воссоздать современную банковскую систему Израиля. Экскурсии проводятся в том числе на русском языке.
Музей Парижского монетного двора, Париж
У этого музея очень большая история: он был открыт королём Луи Филиппом ещё в 1833 году при мастерских, чеканивших монеты, а современное название по- лучил в 1988 году. Сегодня в фондах музея более 30 тыс. монет и 75 тыс. медалей, жетонов и знаков отличия. Для тех, кто серьёзно интересуется историей денег, этот музей — одно из обязательных к посещению мест. Да и остальным скучать не придётся, тем более что при музее работают мастерские, где мож- но посмотреть, как делают монеты, и магазин, что- бы приобрести сувениры.
Комментарии отключены.