Наш проект «Ваши личные финансы» начался в 2010 году: тогда мы провели свой первый финансовый фестиваль, который назвали «выставкой-ярмаркой финансов». Вектор на повышение финансовой грамотности населения задал областной департамент финансов. Одна из предпосылок была в том, что в области с 2020 года активно размещались облигационные займы для физических лиц, и для осознанного вложения денежных средств в этот инструмент нужны были финансово образованные потребители. 2010 год примечателен тем, что мы все тогда медленно выходили из экономического кризиса 2008-го, в экономике оставалось много проблем, падал уровень жизни. Людям нужно было дать ту самую «удочку», которая позволила бы самим «ловить рыбу» — повышать своё благосостояние. Тогда многое менялось в финансовой жизни: начинали активно работать негосударственные пенсионные фонды, появлялись новые финансовые инструменты. О них необходимо было рассказывать в нейтральном тоне, а не заниматься прямой рекламой, как делали многие финансовые организации. Эта задача выглядела решаемой только с поддержкой местных и федеральных властей.
С самого начала мы сделали ставку на свои медиаресурсы в сочетании с общественной просветительской деятельностью: первой появилась газета, потом — журнал и телепередача «Ваши личные финансы», а в 2011 году — информационно-аналитический сайт. Название «Ваши личные финансы» (ВЛФ) — историческое и ни разу не менялось за годы нашего развития, превратившись в медийный бренд.
В финансовой теме в части журналистики все мы были отчасти новички. Хорошо помню, как набросал для нашей газеты тематический план на первые три номера вперёд и подумал: ну вот, вроде бы всё осветили, о чём дальше-то будем писать? Но практика показала, что тематика финансов — неисчерпаемая. Темы всегда есть, их нужно только научиться видеть. Никто во всех финансовых вопросах глубоко не разбирается, нужно учиться обращать внимание на разные направления. Это приходит только с опытом.
Главный наш посыл таков: в финансах не скучно. В финансовой теме всегда много контента, в том числе на региональном уровне, но, к сожалению, чаще всего его преподносят казённым языком. Мы встречались тогда со многими людьми, и нам обычно говорили: «Финансы? Ну нет, мы страшно от этого далеки». Приходилось ломать стереотипы о том, что финансы — лишь то, над чем ломают голову финансисты, скрупулёзно проводя по таблицам каждую циферку. Мы хотели дать людям понять, что читать про деньги — это не только не скучно, но и полезно. И что если они не будут сами думать об этом, то о содержимом их кошелька задумается кто-то другой, и тогда денег в нём поубавится.
Начало Проекта Минфина России
Благодаря Проекту Минфина по повышению финансовой грамотности мы начали создавать фундаментальную базу в области финансовых знаний в нашем регионе. У нас появились материалы, чтобы заниматься образованием населения разных категорий — от воспитанников детских садов до пенсионеров. Организацией мероприятий по финансовой грамотности мы занимались и раньше, но теперь вышли на новый уровень. Очень помог экспертный пул, доступ к которому мы получили благодаря участию в Проекте Минфина России. С самого начала мы не зацикливались только на медийных ресурсах, а стремились создать полноценную программу повышения финансовой грамотности в Томской области.
До сих пор не можем сказать, что нашли идеальный баланс мероприятий, но поняли, что работать имеет смысл во многих «жанрах» одновременно. Кому-то классическое обучение, кому-то — дискуссионные площадки, а где-то требуются развлекательные мероприятия с элементами обучения.
Наверное, было бы не совсем правильно, если бы каждая участвующая в различных мероприятиях по финансовой грамотности организация действовала исключительно по своему плану, не оглядываясь на то, что уже сделано или делается в регионе. Поэтому я благодарен коллегам за то, что они идут навстречу, и мы организуем работу в одном направлении. Взаимодействуем почти со всеми имеющими отношение к финансовой стороне жизни организациями — как государственными (Роспотребнадзор, Банк России, Пенсионный фонд и др.), так и коммерческими. Но с последними альянсы складываются не так часто, как того хотелось бы. Но есть и положительные примеры. Так, для одного крупного федерального банка мы делали журнал по тематике финансовой грамотности, предназначавшийся для его клиентов. На региональном уровне работают в основном филиалы финансовых организаций, действия которых определяются центром, в том числе активность в сфере повышения финансовой грамотности. Так что местных инициатив, к которым мы могли бы подключаться, очень мало.
Сотрудничаем мы и с местными СМИ, предоставляя им компетентные комментарии, а также спикеров по финансовой тематике.
Портал ВЛФ
В центре нашего проекта — портал «Ваши личные финансы». Это информационно-развлекательный сайт: новости, финансовая аналитика, практические советы и инфографика о личных финансах, историческая рубрика о финансах и полноценная повестка малого и среднего бизнеса — от изменений в законодательстве до лёгких историй о том, как люди начинают своё дело. На портале консолидирована информация обо всех наших мероприятиях и начинаниях, базовые понятия финансовой грамотности, ссылки на полезные ресурсы. Здесь же можно задать вопросы экспертам или узнать телефон горячей линии. Сейчас мы запустили горячую линию для пайщиков кредитных потребительских кооперативов (у нас в Томске очень остро стоит проблема недобросовестной деятельности таких КПК).
Наш портал привлекает пользователей со всей страны; за прошлый год посещаемость увеличилась на 50%. Современная ситуация в медиа и цифровизация нашей жизни не оставляют выбора: нельзя заниматься только внутренней, местной повесткой, тем более что самостоятельная финансовая активность в российских регионах очень скромная. Поэтому 85–90% информации, которую мы даём, актуальна для всей страны. Нельзя сказать, что тема кредитных каникул, которую мы затрагиваем, строго локальная, как и правоприменительная практика Федерального закона №106. То же самое касается проблематики малого бизнеса. Да, мы можем на примерах томских компаний рассказывать о трудностях с получением кредитов на восстановление деятельности после пандемии, но ведь этот вопрос актуален и для других регионов. Общефедеральная повестка преобладает и в нашем журнале «Ваши личные финансы», хотя мы не планируем выводить его на федеральный уровень. Кстати, по местным меркам у него хороший тираж — 20 тысяч экземпляров, и если раньше этого хватало на месяц распространения, то теперь стойки пустеют раньше. У нас много точек дистрибуции — в финансовых организациях (спасибо им: независимо от корпоративной политики и программ они разрешают нам размещать у себя стойки с журналами), в государственных структурах, магазинах, кафе.
Мы всегда старались делать материалы, интересные в том числе коллегам, работающим в программах по повышению финансовой грамотности в других регионах. Я интересовался: есть ли на наших ресурсах что-то полезное для них, подошла бы наша повестка для их изданий и сайтов? Ответы они давали в основном положительные.
С информационной повесткой нужно постоянно работать, усиливая обратную связь с аудиторией. Мы не хотим существовать в вакууме. У нас есть свой «клуб ВЛФ», и сейчас мы собираемся запустить серию конференций в Zoom. Будем разговаривать с людьми: с одной стороны, рассказывать, что происходит в сфере финансов, а с другой — получать от них запросы на информацию.
Запросы от аудитории, на основе которых, казалось бы, должна строиться повестка, — наиболее сложная для нас тема. Финансы — область не самого «жареного» интереса. Нет у россиян пока пристрастия к изучению финансовой стороны жизни. Всё в этой сфере только начинается. А сейчас наши люди как-то слишком просто, обыденно даже относятся ко многим вопросам — в том числе к финансовой безопасности. 90% что-то слышали о мошенниках, но продолжают попадаться на их уловки. Получается, что важную информацию они пропускают порой мимо ушей, да и знания не всегда трансформируются в правильные поведенческие установки. Но мы исходим из того, что информация должна быть доступна аудитории в любом случае: она даёт защиту и от нигилизма — когда человек не готов воспринимать финансовую грамотность ни в какой обёртке, не надеясь на государство, и, с другой стороны, от инфантилизма — когда он, попадая в финансовую пирамиду и теряя деньги, потом требует от государства помощи. Мы работаем для любой аудитории.
Читают у нас всё, с более или менее равномерным интересом. Популярны исторические рубрики, практические советы, очень востребован раздел «Бюджет профессии», рубрика с разборами различных финансовых инструментов, материалы о финансовых мошенниках; также большой популярностью у нас пользуется рубрика о том, как люди начали свой бизнес. Ведь главную проблему у нас в провинции граждане формулируют так: «Я мало зарабатываю, мне мало платят». А мы показываем людей, которые начали свой бизнес. Они не сильно отличаются от большинства наших читателей, не получали миллионного наследства. Это обычные томичи, но они смогли стать сами себе хозяевами.
О проекте «Ваши личные финансы» (Томск)
Томский медиапроект «Ваши личные финансы» — один из первых (запущен в 2010-м году) и наиболее ярких региональных проектов, работающих на повышение финансовой грамотности населения и объединяющих разноформатные СМИ и широкий пул мероприятий. Новый импульс он получил в 2014 году, когда Томская область стала одним из пилотных регионов в Проекте Минфина России по повышению финансовой грамотности населения.
В проект «Ваши личные финансы» входят информационный интернет-ресурс vlfin.ru, журнал «Ваши личные финансы», одноимённая телепрограмма, видеоуроки и множество инициатив и проектов — от семинаров по финансовой грамотности до создания тематических уголков в библиотеках и финансового детского лагеря. С точки зрения медиаконтента проект любопытен тем, что очень активно использует почти все форматы, сочетая это с прямой консультационной работой с населением.
По мере сил занимаемся финансовым просвещением людей, ведь очень важно подготовить их к изменениям на финансовых рынках. Чтобы они не бросались во время очередного кризиса покупать третий телевизор в ожидании обвала рубля, посмотрев «экспертный» ролик на YouTube, а понимали, на какие показатели смотреть и на каких ресурсах стоит искать информацию для принятия финансовых решений.
Писать о финансах нелегко, как и научить журналиста делать это интересно и не на бытовом интуитивном уровне — высказывая просто свое мнение, а с опорой на цифры и факты. Поэтому мы всегда очень подробно проговариваем с журналистами творческое задание. Способных авторов немного, тем более что традиционно лучшие журналисты из регионов перебираются поближе к центру. Но мы ищем лучших, работая в основном с томичами: у нас лишь пара столичных авторов.
Нормальная работа редакторов, журналистов, подключение соцсетей, повышение удобства ресурсов для пользователей плюс востребованная финансовая тематика — таков наш рецепт успеха.
Темы с годами меняются. Я иногда говорю: если раньше главным вопросом было — как взять кредит, то теперь — как найти возможность обслуживать свои займы, реструктурировать задолженность, пройти процедуру банкротства. Появляются и принципиально новые направления работы — например, раньше мы почти не писали о малом и среднем бизнесе, а сейчас это одна из центральных наших тем.
Мы постоянно экспериментируем, расширяем каналы связи с аудиторией за счёт соцсетей, выходим на YouTube, активно ведём другие каналы. Какие-то наши проекты и эксперименты заканчиваются сами собой, исчерпав свой потенциал. Например, мы лет шесть–семь рассчитывали и публиковали «Индекс щей» — по аналогии с «Индексом Биг Мака», а потом он сам собой сошёл на нет, исчерпав читательский интерес. Кроме того, мы проводили своеобразное реалити-шоу на своём ресурсе, участники которого, получив равные суммы денег, играли с ними на фондовом рынке и делились своими наблюдениями и эмоциями с читателями; печатали блоги видных финансистов, тестировали различные продукты. Постоянно думаем над новыми проектами, чтобы разнообразить наше финансовое «меню».
Есть ли место для монетизации?
Благодаря тому, что журнал является элементом областной программы, вопрос монетизации наших ресурсов для нас не на первом плане, хотя мы о ней и думаем постоянно. Подумать есть над чем: если станем плотно работать с рекламодателями, сможем ли делать честные и объективные финансовые разборы? Сейчас мы не ангажированы и можем рассказывать о проблемах на финансовом рынке. Обычно рекламодателям такие проблемные материалы не нравятся: им нужно, чтобы в журнале всё было «прибрано» и глянцево. Да и предложить рекламодателям мы можем немного: журнал всего лишь ежемесячный, не слишком толстый и не глянцевый. С учётом всего этого наши ресурсы приносят очень незначительный доход. Ещё вопрос, стоит или нет сейчас тратить серьёзные усилия, чтобы привлечь рекламодателей. Важнее пока расширять уже сложившийся круг читателей. Надеемся, что те, кто читает нас и ходит на наши мероприятия по повышению финансовой грамотности, за время существования проекта изменились и сформировали правильный взгляд на финансовую ситуацию в стране. Мы пытаемся заставить читателей думать.
«Хорошо помню, как набросал для нашей газеты тематический план на первые три номера вперёд и подумал: ну вот, вроде бы всё осветили, о чём дальше-то будем писать?»
«С самого начала мы не зацикливались на медийных ресурсах, а стремились создать полноценную программу повышения финансовой грамотности в Томской области»
«Главный наш посыл таков: в финансах не скучно. В финансовой теме всегда много контента, в том числе на региональном уровне, но, к сожалению, чаще всего его преподносят казённым языком»
Комментарии отключены.