— В чём суть исследования уровня финансовой грамотности населения?
— Минфин России регулярно проводил оценку уровня финансовой грамотности с 2012 года. Его измеряли в девяти пилотных регионах Проекта. В связи с принятием в 2017 году государственной Стратегии повышения финансовой грамотности мы решили предпринять ещё более масштабное исследование, чтобы получить полную картину и составить рейтинг всех регионов — своеобразную карту финансовой грамотности нашей страны. Рейтинг составляется по методике ОЭСР на основе расчёта трёх индексов. Индекс «Знания» отражает понимание жителями региона базовых свойств финансовых продуктов (вкладов и займов), инфляции, диверсификации вложений, а также взаимосвязи риска и доходности. Индекс «Навыки» показывает умение принимать взвешенные финансовые решения в повседневной жизни (ведение семейного бюджета, планирование расходов и доходов, а также способы выбора финансовых продуктов и услуг). А индекс «Установки» измеряет нацеленность людей на достижение долгосрочных финансовых целей, понимание необходимости соблюдать разумный баланс трат и сбережений.
Первый такой рейтинг был представлен на Российском инвестиционном форуме в Сочи в 2019 году и вызвал большой интерес у руководителей региональных администраций, поскольку хорошо показал проблемы в области финансовой грамотности и направления их решения. Мы поддержали этот интерес и в 2019-м провели вторую волну исследований. В ближайшее время мы представим его результаты с динамикой к предыдущему году.
— Можно ли уже сказать, как изменился уровень финансовой грамотности населения страны в целом?
— Определённая динамика, конечно, присутствует, и по ряду ключевых показателей она положительная. Например, люди стали чаще сравнивать условия, прежде чем брать кредит. Но ожидать, что за год мы можем получить какие-то существенные изменения, например, в установках, всё-таки не стоит, поскольку процесс формирования рационального отношения к личным финансам у населения долговременный. Мы давно работаем над информированием, просвещением, образованием населения в этой области, уже создали хороший базис, совершенствуем его, но это работа «вдолгую», результаты которой проявятся не за один год. Кроме того, Минфин России смотрит на финансовую грамотность как на один из факторов достижения целей, поставленных в рамках национальных проектов. Пример — социальная политика. Если мы оказываем социальную поддержку уязвимым группам населения без одновременного финансового просвещения, то она может сильно потерять в эффективности. Так, люди с низким уровнем финансовой грамотности чаще берут дорогостоящие займы и используют субсидии и полученную материальную помощь на выплату процентов, из-за чего качество их жизни, к сожалению, не улучшается.
— Какова роль регионов в Проекте Минфина России?
— Когда Проект задумывался, мы понимали, что в силу размеров нашей страны необходимо сначала разработать централизованно и апробировать наши программы в нескольких местах — и лишь потом масштабировать на всю Россию. Поэтому отобрали по конкурсу пул пилотных регионов. Их сейчас девять: Алтайский, Краснодарский, Ставропольский края, Архангельская, Волгоградская, Калининградская, Саратовская, Томская области и Республика Татарстан. На первом этапе мы нарабатывали опыт: проводили исследования, создавали образовательные материалы для школьников и взрослых, центры обучения и так далее. Сейчас этот опыт активно транслируется в другие регионы Российской Федерации. При этом по каким-то инициативам удаётся охватить все регионы. Это уже такие ставшие традиционными мероприятия, как Неделя финансовой грамотности для детей и молодёжи и Неделя сбережений для взрослых. По другим начинаниям охват может составить, допустим, около половины регионов. А чтобы поддержать программы финграмотности в остальных, у нас есть такой инструмент, как Фонд хороших идей, в рамках которого на конкурсной основе мы финансируем инициативы на местах. Например, был очень интересный проект по финансовой грамотности в области жилищно-коммунальных услуг по Дальневосточному федеральному округу, охвативший республики Саха (Якутия) и Бурятия, Забайкальский, Камчатский, Приморский, Хабаровский края и Сахалинскую область. В рамках этой инициативы были разработаны специальные просветительские материалы, адресованные жителям Дальнего Востока, а также проведено интересное мероприятие в рамках Дальневосточного экономического форума.
Сейчас мы смотрим на задачи распространения финансовой грамотности в регионах шире — в рамках Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы. Для этого Минфин России стремится систематизировать взаимоотношения с региональными администрациями, подписав с ними уже более 70 соглашений.
Есть соглашения, определяющие основные рамки сотрудничества Минфина и региональных администраций в реализации Стратегии. Регионы берут на себя обязательства по проведению просветительских мероприятий, созданию координационных органов, в которые входят представители заинтересованных ведомств, по другим мероприятиям, предусмотренным Стратегией. Минфин же, со своей стороны, предоставляет наработанные в рамках проекта материалы, которые созданы и прошли апробацию, оказывает консультационную помощь. Например, в конце ноября прошлого года Минфин организовал межрегиональную конференцию в Москве, в рамках которой регионы обменялись опытом и получили консультации по разработке и реализации региональных программ.
Есть соглашения другого рода — например, о распространении учебно-методических комплексов (УМК), которые охватывают возрастные категории школьников со 2-го по 11 класс. После проведённой апробации УМК были доработаны, актуализированы, изданы в 2019 году тиражом более 11 млн экземпляров и отправлены в 50 регионов. При этом была создана и развивается система дополнительного образования школьных педагогов, которым предстоит работать с этими комплексами. Для этого созданы Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования и сеть региональных и межрегиональных методических центров.
— Каков общий охват всех методических центров, созданных в рамках Проекта?
— Тут есть несколько составляющих. Первая — уже упомянутый Федеральный методический центр, который был создан консорциумом в составе Высшей школы экономики, Института Гайдара и РАНХиГС. Он занимается переподготовкой школьных учителей и преподавателей системы среднего профессионального образования. Вокруг него создана целая сеть — на сегодня это 12 региональных и 16 межрегиональных методических центров, которые охватывают 71 регион (до конца года охват будет практически стопроцентным). В них уже прошли обучение 30 тыс. педагогов общего и среднего специального образования.
Вторая составляющая — сеть, которая формируется вокруг Федерального сетевого методического центра, созданного на базе экономического факультета МГУ и работающего с преподавателями системы высшего образования. В рамках этой сети методические центры созданы в 16 регионах. В них прошли обучение 1,6 тыс. преподавателей вузов.
Третья сеть нацелена на подготовку консультантов (тьюторов) для работы со взрослым населением. Её создал консорциум в составе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации и Национального центра финансовой грамотности. Тут действуют 5 региональных и 8 межрегиональных центров, которые охватывают более 70 регионов. Сейчас перед нами стоит глобальная и, на мой взгляд, непростая задача — не потерять потенциал этих тьюторов, обеспечить более глубокую их вовлечённость в деятельность по распространению финансовой грамотности. Они проводят образовательные семинары, консультируют население, участвуют в проведении Недель финансовой грамотности. Но мы считаем, что нужно организовать взаимодействие с ними как с экспертным сообществом, обеспечивающим постоянную связь с регионами. Это может быть ассоциация, другая форма организации — мы рассматриваем разные варианты.
— Какова роль пилотных регионов? Чем ценен их опыт?
— Девять пилотных регионов работают очень активно. Во всех утверждены комплексные региональные программы повышения финграмотности, действуют центры финансовой грамотности. При этом регионы, конечно, отличаются друг от друга, у каждого есть специфика и опыт реализации соответствующих инициатив, который может быть полезен другим субъектам федерации. Так, в Алтайском и Ставропольском краях, где велика доля сельского населения, созданы программы для фермеров и сельских жителей, финансовые просветители регулярно приезжают в сёла.
В Калининградской области разработаны программы для военнослужащих, которые рано выходят на пенсию и сталкиваются с проблемами адаптации к гражданской жизни, и членов их семей. А в Волгоградской области хорошо налажена работа с дошкольниками: игровая программа для детских садов про Кота Белобоку полюбилась уже детям и в других регионах. В Томской области есть успешный опыт создания собственного журнала и телевизионных программ, посвящённых вопросам финансовой грамотности. Налажена там и работа регионального центра финансовой грамотности со всеми муниципалитетами; эту модель мы рекомендуем всем. В Архангельской области создана и отлично работает система дистанционного обучения «Образовательное кольцо», которая помогает финансовому просвещению в условиях больших расстояний. В Саратове успешно просвещают пенсионеров и создали консультационные пункты на базе МФЦ. В Краснодарском крае важной особенностью является то, что большая часть населения занята на сезонных работах, и поэтому для неё созданы специальные программы. Татарстан разработал материалы на татарском языке, сейчас ведёт просветительскую работу с мигрантами и военнослужащими.
Каждый регион привнёс в Проект какие-то свои идеи, наработки, которые мы сейчас предлагаем к более широкому использованию по всей России. То есть они для нас являются центрами наработки знаний. Сейчас идёт обсуждение продления Проекта после 2020 года, чтобы обеспечить выполнение дорожной карты Стратегии. И мы понимаем, что ключевой задачей нового этапа должен стать более масштабный региональный охват. И здесь опыт пилотных регионов бесценен. Мы будем предлагать им новые задачи — становиться хабами для передачи опыта другим. Некоторые из них уже выполняют эту функцию, и даже на международном уровне. Например, Калининградская область выступила центром знаний по распространению финансовой грамотности для представителей Национального банка и Министерства образования Киргизии. Им показали, как работает региональный центр финграмотности, как взаимодействуют органы власти с бизнесом, как организуются образовательные и просветительские мероприятия, как школы работают с нашими учебными пособиями…
— Можно ли на основе того опыта, который есть у пилотных регионов, делать обобщения: что является локомотивами распространения финансовой грамотности, какие инструменты работают?
— На повышение финансовой грамотности так или иначе работают все инициативы, реализованные в рамках нашего Проекта. Но ключевой задачей всегда было вовлечение в эту деятельность школ и других образовательных организаций, где сейчас сосредоточено будущее страны — то поколение, которое через 10 лет будет сталкиваться с вопросами и проблемами при использовании финансовых продуктов, при взаимодействии с финансовыми институтами. Важно уже сейчас сформировать у молодого поколения правильное отношение к личным финансам, заложить зёрна стратегического планирования личного бюджета, целеполагание на сбережения. Ориентация именно на эту аудиторию сработала во всех регионах. Например, в Томской области обучением финансовой грамотности охвачены абсолютно все школы. По-моему, такая же ситуация или близкая к ней в Алтайском крае. Основываясь на их опыте, мы и пришли к той масштабной задаче по распространению наших УМК по всей стране, о которой я уже говорила. Калининград в своё время стал первопроходцем по распространению финансовой грамотности через библиотеки. Перед ними стояла задача повышения интереса к деятельности библиотек, и вопросы финансовой грамотности стали для них одной из таких тем. Были апробированы такие интересные форматы, как квесты, конкурсы. Изучив калининградский опыт, мы дали старт всероссийскому проекту распространения финансовой грамотности через библиотеки.
Обобщением опыта пилотных регионов можно считать и недавно принятую типовую региональную программу распространения финансовой грамотности. Помимо наших наработок, в этом документе учтён также региональный опыт Центрального банка Российской Федерации. На межведомственной комиссии, посвящённой вопросам реализации Стратегии финансовой грамотности, мы пришли к пониманию, что нужно подготовить не жёсткий шаблон региональной программы, а некий «конструктор», позволяющий каждому региону более гибко формировать приемлемый для него итоговый документ с учётом местной специфики: соотношения городского и сельского населения, доступности финансовых услуг и информации, наличия отдалённых населённых пунктов и так далее. Поэтому типовая программа представляет собой методические рекомендации, описывающие комплекс возможных мероприятий по блокам. А их выбор — это уже задача региональных администраций.
Комментарии отключены.