Потенциал этих организаций для финансового просвещения населения намерен использовать новый подпроект, запущенный недавно в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Подпроект имеет длинное название: «Содействие формированию ответственного финансового поведения граждан путём распространения результатов Проекта с использованием потенциала органов и организаций социального обслуживания и социальной защиты населения, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг». О целях и задачах подпроекта журнал «Дружи с финансами» побеседовал с его руководителем — ректором Института МФЦ Петром Кирюховым.

— Расскажите о предыстории проекта. Что стало причиной его появления?
— В рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» реализуется множество инициатив, в том числе на базе различных организаций, оказывающих государственные и муниципальные услуги. Для нашего проекта это стало хорошей почвой. Каждый гражданин нашей страны так или иначе взаимодействует с этими организациями — обращается в территориальные отделения Пенсионного фонда России, органы социальной защиты, клиентские службы МФЦ, оформляет заявки на портале госуслуг или региональных порталах и так далее. Поэтому через них наш проект способен охватить фактически всё население страны и вести работу по формированию ответственного финансового поведения с максимально широкой аудиторией.
У граждан, обращающихся за получением различных государственных или муниципальных услуг, обычно множество «сопутствующих» вопросов, которые часто имеют отношение к финансовой сфере. Поэтому мы решили (и Минфин России поддержал нашу инициативу) комплексно обучать работников социальных служб, МФЦ, ПФР, выстраивать диалог с населением таким образом, чтобы это способствовало росту финансовой грамотности людей, их осведомлённости о своих правах как потребителей. Причём речь идёт не о какой-то разовой акции, а о системной работе. –
Что уже реализовано в рамках проекта?
— Мы начали с проведения опроса среди сотрудников организаций в пилотных регионах и в результате определили основной круг тем, интересующих посетителей. Затем разработали и согласовали концепцию проекта со всеми организациями и Минфином, после чего подготовили учебно-методический комплект: программу повышения квалификации, учебное пособие и контрольно-измерительные материалы, которые будут использоваться в учебном процессе.
— В какой форме планируется вести обучение?
— Мы будем использовать сразу несколько форматов — заочную форму на базе дистанционного курса и очно-заочную. Для дистанционного формата подготовили видеолекции, электронные учебные материалы, презентации, а самое главное — предусмотрели обратную связь с обучающимися с помощью сервисной системы дистанционного обучения — форумов и чатов, в которых преподаватели будут отвечать на все вопросы слушателей.
Для нашего региона проект Учебного центра МФЦ является очень актуальным. Посетителей, которые приходят в наши центры, интересует множество вопросов: всё, что связано с налогами и налоговыми вычетами, существующими мерами господдержки, нюансы пенсионного обеспечения. Как показывает практика, посетители МФЦ слабо разбираются в таких вопросах и не знают, где найти достоверную информацию. Обычно люди приходят с каким-то одним вопросом, но в результате хотят узнать всё. Программа, которую пройдут наши специалисты (30 сотрудников различных МФЦ региона), поможет разобраться в вопросах финграмотности и нашим специалистам, и их собеседникам. Причём очевидно, что со временем невыясненных вопросов будет всё меньше — и это даже позволит снизить нагрузку на МФЦ
Анзор Куфанов, заместитель директора государственного бюджетного учреждения Республики Адыгея «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг»
— Как будет развиваться проект с течением времени?
— В проекте предусмотрено несколько этапов. Сначала мы обучим сотрудников организаций в двадцати пилотных регионах, после чего все учебно-методические комплекты будут переданы организациям в остальных субъектах Российской Федерации для самостоятельного построения учебного процесса с учётом полученного опыта и при нашей методической поддержке. Таким образом разработанные нами методики и материалы станут частью системы повышения квалификации и обучения сотрудников, которая действует во всех организациях. Проект предусматривает постоянную актуализацию всех материалов, поэтому они не будут терять актуальность с течением времени. Тем самым мы закладываем основы регулярного обучения сотрудников органов соцзащиты, МФЦ и ПФР, а также механизм для тиражирования во все регионы.
Мы закладываем основы регулярного обучения сотрудников органов соцзащиты, МФЦ и ПФР, а также механизм для тиражирования проекта во все регионы
— Когда начнётся обучение? И по каким принципам выбирались пилотные регионы?
— Обучение начнём в конце июня. Проект на этом этапе охватывает 20 регионов, утверждённых Минфином России. Выбирая участников, мы исходили из нескольких критериев. В первую очередь в список вошли регионы с наиболее низким уровнем доходов населения — такие как Еврейский автономный округ и Республика Тыва. Несколько — из числа пилотных регионов Проекта Минфина России, где уже есть вся подготовленная инфраструктура для повышения финансовой грамотности. Мы рассчитываем, что это поможет быстрому внедрению и тиражированию программы. После обучения сотрудников МФЦ — осенью — начнутся пилотные демонстрационные программы консультирования, информирования и просвещения граждан — посетителей организаций, что является нашей конечной целью.
— Как будет строиться работа с жителями регионов?
— Здесь предусмотрено несколько форм. Прежде всего, на базе наших органов и организаций будут регулярно проводиться просветительские семинары на темы, связанные с финграмотностью. Для таких мероприятий помещения МФЦ подходят лучше всего. Граждане смогут участвовать в семинарах как очно, так и дистанционно: планируются и онлайн-трансляции, и размещение в интернете записей семинаров. Будут также организованы дни индивидуальных консультаций и тематические мероприятия. Так, в ходе семинара «Защита материнства и детства» молодые мамы, находящиеся в декретном отпуске или в отпуске по уходу за ребёнком, многодетные семьи и одинокие родители узнают о льготах и других возможностях, которыми они могут воспользоваться. К примеру, существует национальный проект «Демография», который предполагает в том числе повышение квалификации или переподготовку молодых мам за счёт государства, но об этом мало кто знает. Организаторам подобных мероприятий мы будем помогать составлять методические разработки сценариев, а в пилотных регионах на первом этапе проводить их совместно. Запланированы и комплексные масштабные мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности, — в том числе встроенные в общегородские события, такие как День города. Всё это мы планируем опробовать осенью, после проведения обучения.
— На какую категорию сотрудников рассчитана программа?
— Планируется обучение руководителей, координирующих работу с клиентами, их заместителей, а также специалистов, непосредственно работающих с людьми. Вся программа состоит из трёх модулей. Первый представляет собой обучение основам финансовой грамотности. Ведь сотрудники органов социальной защиты для начала должны сами на достаточном уровне разбираться в вопросах налогообложения, мерах господдержки населения, банковских услугах… Второй модуль посвящён методике работы с населением — изучению подходов при консультировании и взаимодействии с гражданами. Это самый сложный модуль. Формируя его, нам пришлось основательно изучить нормативное регулирование всех органов и организаций, чтобы избежать противоречий с должностными обязанностями сотрудников. Нюансов здесь довольно много. К примеру, есть норматив, который ограничивает продолжительность консультации работника МФЦ: она не должна превышать 15 минут. Подобные лимиты по времени существуют и у клиентской службы ПФР. Если вопросы финансового просвещения увеличат продолжительность общения с посетителем даже на 2–3 минуты, это станет нарушением внутренних регламентов и рабочего процесса.
— И какое решение вы предлагаете, чтобы не нарушить такой жёсткий тайминг?
— В нашем учебном пособии и в других материалах мы предлагаем различные способы. В их числе — вручение заранее заготовленных листовок и буклетов, а также приглашение граждан на консультации и семинары, которые могут проходить в той или иной организации. Для этого будет необходимо настроить информационный обмен между многими ведомствами.
— Как сейчас сотрудники различных организаций реагируют на дополнительные вопросы посетителей?
— Приведу пример клиентской службы ПФР. Сотрудник этой службы обязан консультировать застрахованных лиц по темам, связанным с пенсионной системой. Если у посетителя возникают дополнительные вопросы, например, по налогообложению, то, скорее всего, ему не смогут квалифицированно ответить, поскольку эта сфера не относится к компетенциям ПФР. Пройдя наше обучение, сотрудники, разумеется, не приобретут компетенции финансовых и налоговых консультантов. Но они смогут квалифицированно сориентировать граждан по источникам для поиска нужной информации. Например, подсказав нужный раздел на сайте ФНС или вручив буклет с понятной инструкцией. В случае с организацией просветительских мероприятий возможностей помочь людям разобраться в различных вопросах будет намного больше. В них будут принимать участие эксперты, представляющие профильные организации (от налоговой службы до Сбербанка), которые смогут точечно работать с различной аудиторией — от молодых родителей и будущих пенсионеров до представителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, работу с населением можно выстроить более системно и с использованием тонких настроек, которые позволят встроить элементы финграмотности в штатные обязанности представителей различных служб.
Некоторые темы второго модуля уходят в область психологии и особенности работы с различной аудиторией. Здесь в первую очередь мы ориентируемся на финансово уязвимых граждан, к которым относятся малообеспеченные, безработные, студенты, те, кто вернулся из мест лишения свободы, и так далее. В своей программе мы учли 12 категорий граждан, требующих особого подхода.
В Ивановской области обучение пройдёт 71 сотрудник центров социального обслуживания населения. В проекте задействованы все 22 центра, работающих в регионе. В рамках своей деятельности представители центров регулярно выезжают в сельские поселения и проводят консультации на местах. Как можно увидеть, сельских жителей волнует много вопросов, в том числе связанных с финансовой грамотностью: это то, что касается пенсионной реформы, материнского капитала, различных мер социальной поддержки и льгот. Чтобы люди получили исчерпывающие ответы, сотрудники наших центров часто приглашают в поездки специалистов из других ведомств и организаций — банков, ПФР и пр. После повышения квалификации у нас будет возможность отвечать на большее число вопросов без привлечения коллег. Кроме этого, у нас большие планы, связанные с усилением программы школ финансовой грамотности, рассчитанных на людей старшего поколения. Такие школы уже работают при центрах социального обслуживания населения.
Лейла Воронина, ведущий консультант управления социального обслуживания департамента социальной защиты населения Ивановской области
— Предполагается ли во время обучения практическая работа?
— На практику делается упор в третьем модуле. В нём мы даём примеры методических разработок, сценарии консультаций, просветительских мероприятий и семинаров.
Изучив все вопросы, специалисты проходят итоговую аттестацию, во время которой должны продемонстрировать полученные знания и навыки. Для этого они могут представить итоговую письменную работу, написанную в произвольной форме — от методической разработки консультации или семинара до проекта статьи или интервью для регионального СМИ. Допускаются и групповые работы, тем более что на практике подготовка любого мероприятия требует участия целой команды.
Пилотные регионы
подпроекта «Содействие формированию ответственного финансового поведения граждан путём распространения результатов Проекта с использованием потенциала органов и организаций социального обслуживания и социальной защиты населения, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»:
- Алтайский край,
- Волгоградская область,
- Вологодская область,
- Еврейская автономная область,
- Ивановская область,
- Иркутская область,
- Калининградская область,
- Кемеровская область,
- Ленинградская область,
- Мурманская область,
- Новгородская область,
- Республика Адыгея,
- Республика Бурятия,
- Республика Тыва,
- Республика Хакасия,
- Тверская область,
- Самарская область,
- Ставропольский край,
- Удмуртская Республика,
- Чукотский автономный округ.
Наверняка такие формы аттестации вызовут сложности у возрастных работников. Для них возможна альтернативная форма зачёта — решение практических заданий, комплексных кейсов. Мы подготовили интересные задания по мотивам самых популярных вопросов, которые адресуют работникам ПФР, МФЦ и органов соцзащиты. Наша задача — сделать так, чтобы участники проекта действительно повысили свою квалификацию, поэтому мы отказались от тестов. Главное в нашем случае — научить людей работать с аудиторией, а это требует практической работы.
— Программа универсальна для всех организаций?
— Ещё на этапе опроса мы поняли, что потребуется учитывать специфику каждой организации. К примеру, сотрудникам ПФР нет смысла углубляться в блок о пенсионном обеспечении: в этом вопросе они разбираются лучше других. Темы, связанные с индивидуальными предпринимателями и самозанятыми, вряд ли потребуются органам соцзащиты, в то время как для МФЦ они первостепенны. Поэтому мы разработали варианты тем, которые смогут выбирать для себя различные организации. Между тем мотивация к обучению и у руководства, и у сотрудников столь высока, что многие участники захотели изучить все темы.
Формируя программу, мы использовали результаты не менее десяти других подпроектов: методики, исследования, учебные пособия, наглядные, информационные материалы
— В Проекте Минфина за время его существования накопилось много наработок. Вы использовали предыдущий опыт?
— Было бы странно и неверно, если бы мы этого не делали. Не стоит изобретать велосипед: в нашем случае это может привести к искажению общих результатов и методических основ финграмотности. Поэтому, формируя программу, мы использовали результаты не менее десяти других подпроектов: методики, исследования, учебные пособия, наглядные, информационные материалы и многое другое. В качестве экспертов и рецензентов привлекли специалистов, которые давно участвуют в Проекте Минфина. Таким образом, с одной стороны, мы опирались на достижения предшественников, с другой — экстраполировали существующую базу знаний на систему социальной защиты, пенсионного обеспечения, государственных и муниципальных услуг в целом. До нас никто не проводил такую работу комплексно.
Комментарии отключены.