Журнал «Дружи с финансами» рассказывает и показывает, как менялся этот прозаический, но такой необходимый предмет по мере развития денежного обращения и под влиянием моды.
Слово «кошелёк» в русском и ряде других славянских языков произошло от слова «кошь», которым называли плетёную сумку или корзину. Это позволяет нам предположить, как могли выглядеть ранние кошельки, вошедшие в употребление среди славян.
Карманы в одежде появились только в XVI–XVII веках, а до этого все нужные мелкие вещи носились в сумках. В качестве альтернативы нередко использовались головные уборы, голенища обуви и складки одежды.
Один из древнейших прообразов кошелька, который сохранился до наших дней, имеет возраст более 5,3 тыс. лет. Это кожаный мешочек Этци, или Тирольского ледяного человека, мумию которого обнаружили в Восточных Альпах в 1991 году. Тело Этци, погибшего в эпоху халколита (медно-каменный век) в ходе стычки в горах, прекрасно сохранилось в леднике, как и его снаряжение. Мешочек был пришит сухожилиями к его поясу и содержал массу полезных вещей: скребок, сверло, костяное шило, сухой гриб, который использовался как трут (денежных знаков тогда в хождении не было).
Предшественников кошельков мы можем заметить уже на древневосточных фресках (одни из первых — в Древнем Египте), где присутствуют изображения сумок для переноски драгоценных камней, лекарств и других ценных предметов. В Ассирии и Вавилоне в качестве кошелька также использовался мешочек, носимый на поясе, но делался он из ткани. Похожие были распространены и в Древней Греции. Греки использовали кошельки уже для ношения не только драгоценных камней, но и монет, чеканившихся во многих городах-государствах. Мягкие кошельки-кисеты с завязками были частью парадного женского костюма.
Древние римляне первыми стали украшать кошельки инкрустацией и вышивкой. По их изысканности можно было судить о социальном статусе владельца. Для переноски крупных сумм использовались большие мешки. Прозвище «денежный мешок» получил древнеримский государственный деятель Марк Лициний Красс. В Евангелии от Иоанна упоминается, что Иуда Искариот переносил в мешке деньги учеников (в Синодальном переводе Нового Завета Иуда носит ящик для пожертвований).
В древности и Средневековье в Японии и Китае привычных сегодня кошельков не было. Это было связано с тем, что монеты в государствах Восточной Азии вплоть до XX века имели отверстия в середине и носились на кожаном или шёлковом шнурке. Однако с течением времени для кошельков в этих странах стали тоже использовать тканевые мешочки, которые носили на поясе.
В Южной Азии кошельки появились уже в Древнем мире, а на древнеиндийских скульптурах часто присутствуют божества и их служители, держащие денежные мешки или кошельки.
При археологических раскопках погребений часто находят кошельки древнего и средневекового мира. Так, один из наиболее богатых средневековых кошельков был найден в погребении VI–VII веков в королевском кургане Саттон-Ху в Англии. Иногда удаётся обнаружить и утерянные кошельки вместе с их содержимым.
В Новгороде благодаря климатическим особенностям хорошо сохраняются предметы из органики. Здесь был найден один из древнейших кошельков на территории Руси — в слое первой половины XI века. Он имеет прямоугольную форму и напоминает современные. Внутри находились весы, набор гирек-разновесов и арабский дирхем.
В ряде стран в древности и Средневековье в роли кошелька мог выступать кожаный пояс (на Руси это «черес» или «козица» из козьей шкуры), шириной в ладонь, с застёжкой в виде пряжки или замком. В наши дни пояса для переноски ценных вещей часто используются туристами в качестве меры предосторожности против кражи. Внешне они могут выглядеть как обычные ремни, но содержат один или несколько скрытых карманов с внутренней стороны, обычно закрываемых на молнию.
Иногда к козицам крепилась отдельная кожаная сумка для монет, называвшаяся тюркским словом «калита» (в переводе — «кожаный мешок»). Калиты делались в основном из кожи и украшались аппликацией. Известны калиты из сафьяна с вышитыми золотом изображениями животных и украшенные драгоценными камнями. От этого слова происходит прозвище московского князя Ивана Даниловича (1325–1340), данное ему за щедрость и богатство.
В русском языке сохранилось много пословиц, где упоминается кошелёк: «Богатый о корабле, бедный о кошеле», «В суд поди и кошелёк неси, а то скажут: завтра», «Красавица без ума — что кошелёк без денег», «Не клади кошелёк туда, куда рука не дотянется», «Молодость не кошелёк: потеряешь — не найдёшь», «Старыми руками трудно кошелёк развязывать», «Умом туп, да кошелёк туг».
Западноевропейский путешественник Адам Олеарий, посетивший Россию в XVII веке, оставил интересные сведения о том, что небольшие серебряные русские монеты (Пётр I позже назовёт эти монеты «вшами») бедный люд и торговцы носили во рту: «У русских вошло в привычку при осмотре и обмере товаров брать зачастую до пятидесяти копеек в рот, продолжая при этом так говорить и торговаться, что зритель и не замечает этого обстоятельства; можно сказать, что русские рот свой превращают в карман».
На Руси мешки для переноски ценных предметов назывались также польским словом «мошна», и оно в дальнейшем стало символом большого богатства. Мошна упоминается в различных текстах в значении «казна», «бюджет». От слова «мошна» произошли такие выражения, как «тряхнуть мошной» (то есть потратиться), «набить мошну» (разбогатеть), а также слово «мошенник» — человек, укравший мошну.
В Средние века в Западной Европе широко распространяются кошельки с лировидным каркасом. Некоторое хождение они получают и на Руси. В подобных кошельках было удобно переносить не только монеты, но и гирьки для взвешивания монет и драгоценных металлов.
В XII–XIII веках с ростом средневековых городов происходит расширение специализаций кожевенников. Так, в «Книге ремёсел» Этьена Буало, составленной между 1254 и 1271 годами, отмечаются различные специальности, связанные с производством сумок и кошельков.
Мода на вышитые и затканные золотом и серебряными нитями кошельки с затягивающимся шнурком пришла в Западную Европу с Востока. В документах средневековых парижских гильдий упоминаются «производители сарацинских кошельков». «Сарацинские кисеты», привезённые крестоносцами из стран мусульманского Востока, стали популярны в Западной Европе с XII–XIII веков. Они часто украшались эмалью и миниатюрными портретами. Кисеты использовались арабами и евреями задолго до прихода крестоносцев, а турки называли кисетом наградной мешочек золота — подарок султана отличившемуся чиновнику.
В средневековой Европе также бытовали и другие кошельки. Например, в виде конвертов или кошельки-«омоньеры» (aumônières). Кошельки-конверты состояли из ряда карманов, нашитых по бокам, где хранились как целые монеты, так и их обрезки, раскладывавшиеся отдельно друг от друга.
Омоньеры — это поясные кошельки, почти не отличавшиеся по внешнему виду от обычных и предназначенные для раздачи милостыни. Они украшались вышивкой, а среди сюжетов могли быть как геральдика, так и растительные орнаменты или жанровые сценки с людьми. Первые омоньеры датируются XII веком. Считалось, что подавать милостыню из простого кошелька неправильно, так как деньги у дающего могут перевестись тоже.
В средневековой Европе с кошельком или с денежным мешком часто изображался святой Гомобон, живший в XII веке. Будучи успешным ткачом, он отдавал бóльшую часть своего дохода бедным. С XVII века святой Гомобон стал покровителем промышленников и предпринимателей.
Некоторые кошельки были настолько дорогими, что их можно было заложить у ростовщика. В долговых книгах Средневековья упоминаются кошельки, украшенные драгоценными металлами. Возможно, что в некоторых случаях их покупка являлась средством вложения денег для владельцев. Известно, что, когда дочь Карла VI Изабеллу Французскую выдавали замуж за английского короля Ричарда II в 1396 году, в её приданое включили огромное количество драгоценностей, в числе которых были «наборные золотые пояса» и «шитые бисером и жемчугом кошельки». В средневековых источниках сохранились сведения об одном нормандском дворянине, который носил столь богато украшенный кошелёк, что удивлял современников: сей предмет не смог бы вместить и малой части денег, отданных за его изготовление.
С XIV века постепенно выходят из моды восточные мотивы. Начинают ценить не просто богатые вещи с обилием золота и драгоценных камней, а предметы аккуратные и изящные. Вместо восточных мотивов на кошельках распространяются орнаменты нового типа — звёздочки, кружки, квадратики.
Постепенно кошельки перестают быть атрибутом высших имущественных классов, с XVI века ими начинают пользоваться цеховые ремесленники, сельские жители и мелкие торговцы.
Предпринимались меры для защиты кошельков от воровства. Кошельки прятали под верхней одеждой, снабжённой специальными прорезями для просовывания рук на уровне пояса. На некоторых средневековых кошельках, сохранившихся в западноевропейских музеях, имеется металлический каркас, который крепился на поясном ремне. Срезать такие сумки было сложно, как и запустить в них руку. В охранных целях к кошельку могли прикреплять и специальные бубенчики.
Воровство кошельков изображено на различных картинах — например, на полотнах «Христос, изгоняющий торгующих из храма» и «Крестьянский праздник у гостиницы» Питера Брейгеля Младшего, «Фокусник» Иеронима Босха и др.
Опасность кражи, видимо, уменьшилась с появлением в XVI–XVII веках одежды с карманами. В это же время стал выходить из моды обычай носить на поясе сумочки и мешочки.
С XVI–XVII столетий, когда в европейской одежде распространяются карманы, кошельки на поясе стали в основном атрибутом женского облачения, так как женские платья карманов не имели. Женщины носили их в основном под верхней юбкой, где была сделана специальная прорезь. Часто эти кошельки являлись подарками мужчин своим невестам. Традиция дарить кошельки на помолвку возникла в Средние века и сохранялась до начала XX столетия. Подобные кошельки рассматривались как символ будущего материального благополучия семьи. Их можно увидеть, например, в Музее средневекового искусства в бывшем аббатстве Клюни в Париже, в Музее истории тканей в Лионе. На них часто изображались элегантные мужчины и женщины и различные сюжеты из рыцарской литературы.
Кошельки часто присутствуют на фресках и картинах, при этом имея важное смысловое значение. Например, на известной картине Рембрандта «Даная» кошелёк — это символ божественной милости. В него служанка собрала монеты, которые рассыпались по спальне Данаи после нисхождения Зевса. Кошелёк часто был символом благосостояния на картинах Нового времени. Так, мешочек, прикреплённый к поясу, занимает важное место в портрете известного мецената и государственного деятеля Лоренцо Великолепного из династии Медичи кисти Джорджо Вазари.
Кошельки могли многое рассказать о владельце. Некоторые кошельки XVI века и более позднего времени украшены символами лёгкой жизни, атрибутами игры в кости или карты. Часто на кошельках изображали жёлуди. Это был символ экономии: богатство начинается с монетки, как могучий дуб — с маленького жёлудя.
Женские кошельки постепенно изменились, приняв форму небольшой сумочки на длинном шнурке, прикреплённой к запястью (ридикюли). Мужские кошельки видоизменились после появления одежды с карманами и широкого распространения бумажных денег.
Термин «бумажник» появился в XVII веке и означал в то время «сумку для бумаг». Только в ХIХ веке, бумажник стал синонимом кошелька. В этой же роли в русском языке использовался термин «портмоне» (от французского «porte-monnaie» — «носить деньги»).
Бумажники и кошельки XIX века очень разнообразны. Тогда в моду вошли бумажники продолговатой формы с металлической оправой и шести- и восьмиугольные кошельки. Они имели два отделения и застёжку. Их основой был картон или плотная бумага, покрытая кожей, а также белым или цветным атласом. Внешняя сторона кошелька часто украшалась разнообразными бисерными вышивками. Для этого времени характерны орнаменты в виде венков, гирлянд из садовых и полевых цветов, сложных букетов. В XIX веке шитые бисером кошельки широко распространились и в России.
Тогда же получают большое распространение дорожные сумки для перевозки драгоценностей и денег. С этого времени, в век железных дорог и пароходов, шорники стали часто производить товары, предназначавшиеся специально для путешествий. Некоторые кожаные кошельки изготавливались с секретом: замок можно было открыть только при определённой комбинации движков.
Особые кошельки для подачи милостыни были в ходу вплоть до начала XX века. Они часто имели символическую форму. Форма сердца олицетворяла искренность, а семечка — добрые плоды, приносимые подачей милостыни. Часто на них присутствовали соответствующие надписи: «Просит убогий, а подаёшь Богу», «Милостивому человеку и Бог подаёт», «Одною рукой собирай, а другой раздавай», «Суд без милости — не сотворившему милости», «Если хочешь иметь — отдавай».
Первая мировая война изменила отношение к моде: перестали действовать многие строгие ограничения, существовавшие ранее. Моделей кошельков появилось великое множество: кошельки на зажимах и кнопках, монетницы, в которых монеты разного достоинства и размера укладываются одним нажатием пальца, и многие другие. Женская мода заимствует детали мужского обихода. Например, металлическая сумка-кошелёк, распространившаяся в странах Европы и Америки в первой половине XX века, родилась из мужского портсигара.
Самый дорогой кошелёк, попавший в Книгу рекордов Гиннесса, стоил $3,8 млн. Этот аксессуар от House of Mouawad из Дубая называется 1001 Nights Diamond Purse. Он выполнен в виде сердца, а украшают его 4 517 бриллиантов.
Сажать кошелёк на цепь и прикреплять к брюкам придумали байкеры, чтобы не терять во время езды на мотоцикле. В 1970–1980-е годы эту моду развили панки, а за ними в начале 1990-х — поклонники стилей гранж и тяжёлый металл.
В конце XX века в России для ношения мелких ценных вещей распространились так называемые борсетки — небольшие мужские сумки из кожи или кожзаменителя, носимые в руках либо через плечо. Слово происходит от французского boursette («сумочка»), которое, в свою очередь, было образовано от итальянского bourse («кошелёк»).
Первый памятник кошельку — из гранита и стали — в 1994 году установили в австралийском Мельбурне. Идея принадлежала Саймону Перри; это была работа скульптора для городского конкурса на самую оригинальную лавочку. В 2008 году в деловом центре Краснодара был открыт памятник, являющийся копией этого кошелька. Многие верят: если посидеть на кошельке, то достаток и финансовое благополучие будут обеспечены надолго.
История не стоит на месте. И сегодня, с распространением электронных денег и расчётов с помощью интернета, появилась новая разновидность кошелька — электронный. Но его уже нельзя отнести к предметам материальной культуры.
Комментарии отключены.