Исторический и экономический контекст Великой депрессии 1929– 1939 годов даёт богатейший материал для выработки финансово
грамотного поведения в кризисных условиях. Этот опыт прошлого становится ещё более актуальным сейчас — в свете социально-экономических последствий пандемии коронавируса, с которыми сталкивается население всех без исключения стран. Тем более что исторических параллелей возникает немало: рост безработицы, падение доходов, снижение производства, всплеск мошенничества всех видов и т. д. В таких условиях навыки финансовой грамотности становятся критически важными для сохранения благополучия каждого отдельного человека и семьи.
Сразу же отметим главное отличие нынешней ситуации. Великая депрессия считается классическим случаем циклического кризиса перепроизводства, который последовал за этапом бурного развития мировой экономики. Как правило, такие кризисы убирают с рынка «больные», неэффективные компании и расчищают дорогу «здоровым», которые смогли перестроить производство, снизить издержки, освоить выпуск новой продукции. Нынешний кризис также имеет признаки циклического, однако его жертвами становятся вполне «здоровые» компании, вынужденные приостановить работу из-за режима карантина, а не потому, что их продукция стала неконкурентной.
Предлагаем вашему вниманию урок, основанный на пособии «Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России» и дополненный несколькими живыми историями, которые, как нам кажется, перекликаются с событиями наших дней. В соответствии с вызовами времени он проводится в дистанционном формате, но легко может быть адаптирован и для очного занятия в классе.
Подготовка к уроку
Цель урока — через анализ конкретных жизненных примеров (судеб реальных людей, переживших Великую депрессию) сформировать умение находить и описывать финансовые ошибки человека накануне и в период кризиса и выработать правила грамотного финансового поведения. Список этих правил и является конкретным результатом занятия.
Урок лучше всего проводить в 10 классе, в программу которого входит тема «Великая депрессия». Учитывая её важное значение и актуальность, мы рекомендуем посвятить ей два занятия. На первом разбираем общие социально-экономические причины, ход и последствия кризиса, а также обсуждаем некоторые страновые различия. Далее будем говорить только о событиях в США, где особенности кризиса проявились наиболее рельефно. Если нет возможности посвятить Великой депрессии два занятия, то вместо первого предложим детям изучить соответствующие материалы самостоятельно. Для этого можно использовать главу «Великая депрессия» упомянутого учебного пособия или материалы других учебников истории и небольшую презентацию, в которой кратко представлены значимые явления кризиса.
Исторические события Великой депрессии выступают фоном для судеб реальных людей, которые мы и изучаем. Такая персонализация опыта позволяет ученикам «примерить на себя» роль человека, живущего в период кризиса, «присвоить» его опыт. На исторической дистанции хорошо видны уже не только поступки людей, но также мотивы и последствия их действий. Ошибки уже совершены, и можно спокойно проанализировать их причины.
Материалы для проведения урока
• Глава «Великая депрессия» из учебного пособия «Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России».
• Презентация с описанием основных явлений Великой депрессии.
• Форма экспресс-опроса по итогам самостоятельного изучения материалов о Великой депрессии.
• Презентация урока.
• Краткие истории семьи Форестер, семьи Хендерсон, Бонни и Клайда, Вуди Гатри.
• Образец построения ответов на примере истории Флоренс Оуэнс-Томпсон с помощью виртуальной доски Padlet.
• Шаблон Т-образного конспекта «Делать — Не делать».
Учебная деятельность в ходе урока построена на анализе четырёх биографий, каждая из которых иллюстрирует одну из индивидуальных стратегий финансового поведения. Из-за технических ограничений при проведении удалённых занятий учитель может выбрать только одну из предложенных историй, но мы уверены, что в учебных целях лучше всё-таки показать разнообразие финансовых стратегий, выбираемых людьми во время кризиса, поэтому рекомендуем разбирать не менее двух биографий.
Анализ биографий проходит в группах по 3–5 человек, состав которых лучше всего спланировать заранее таким образом, чтобы в каждой оказалось по лидеру, способному организовать обсуждение и техническую поддержку процесса. Мы не будем подробно останавливаться на технических аспектах организации дистанционного занятия (это тема отдельной большой статьи); отметим только, что в условиях удалённого обучения работу групп можно организовать в сессионных комнатах сервиса видеоконференций Zoom (помня при этом, что бесплатно в сервисе можно вести сессию только в течение 40 минут), в нескольких параллельных видеоконференциях мессенджеров WhatsApp или Skype, в групповых чатах популярных социальных сетей (Facebook, «Одноклассники», «ВКонтакте»). При использовании параллельных видеоконференций и чатов их организация является задачей лидеров групп. Для создания групповых отчётов могут использоваться следующие инструменты.
Самый простой вариант — это коллаборативная страница «Google Документы» (сетевой аналог программы Word).
Более наглядным будет отчёт, оформленный в виде слайдов «Google Презентации»; их также могут одновременно редактировать несколько человек, но этот инструмент более требователен к навыкам.
Ещё одним интересным техническим решением является виртуальная доска веб-сервиса Padlet; на неё одновременно можно добавлять иллюстрации, тексты, аудиои видеоматериалы, в том числе из YouTube.
Урок выстраиваем по следующему плану:
• I этап (10 минут) — проверка понимания исторического контекста и постановка задачи для работы в группах;
• II этап (10 минут) — анализ биографий в группах;
• III этап (15 минут) — подготовка презентаций в группах;
• IV этап (10 минут) — взаимное оценивание и составление правил грамотного финансового поведения;
• оценка результатов урока.
Дистанционная работа с классом
• Инструкция команды Google по использованию серви- сов для учебных целей (доступна также в виде брошюры в формате pdf).
• Видеоурок об организации работы в группах в Zoom.
• Инструкция об использовании комментариев и задач
в «Google Документах».
• Инструкция по работе с вопросами в «Google Слайдах».
• Инструкция по работе с доской Padlet.
I этап. Исторический контекст
Если у преподавателя не было возможности провести по теме «Великая депрессия» два занятия, то перед этим он должен предложить классу изучить общие социально-экономические причины, ход и последствия кризиса самостоятельно. Само занятие в таком случае начинается с проверки домашнего задания путём организации короткого (всего из пяти вопросов) опроса с помощью инструмента «Google Формы» или его аналога.
В «Google Формах» учитель сразу видит как общую, так и индивидуальную статистику выполнения заданий и на её основе может принять несколько педагогических решений.
- Если результаты теста в основном неудовлетворительные (например, свыше половины учеников не справились более чем с половиной заданий), учитель может увеличить первый этап занятия и разъяснить моменты, которые вызвали наибольшие трудности. Проверить усвоение можно с помощью приёма «холодный обзвон». Приём состоит в том, что учитель задаёт вопрос и называет имя ученика, которому он адресован. Если тот затрудняется с ответом, учитель адресует вопрос другому, после чего возвращается к первому. Вопросы формулируются так, чтобы ответы на них были достаточно короткими. Учитель быстро переходит от ученика к ученику, чтобы охватить возможно бóльшую часть класса.
- Если результаты теста в целом удовлетворительные (например, 2/3 класса правильно выполнили 2/3 заданий), то учитель может придерживаться изначального плана, то есть коротко охарактеризовать основные явления Великой депрессии.
- Если большинство учеников хорошо выполнили тест, то первый этап можно значительно сократить и сразу перейти к следующему.
Непосредственно переходя к теме урока, учителю стоит обратить внимание на то, что в период кризиса положение отдельного домохозяйства особенно уязвимо и цена финансовой ошибки очень велика. Это хорошо видно на примерах конкретных людей, чьи истории будут изучаться. Здесь же можно провести аккуратные параллели с ситуацией, в которой многие оказались в наши дни (падение доходов, увольнение, сложности с погашением долгов и т. п.).
В ходе занятия учителю целесообразно использовать презентацию урока — транслировать её на экраны учеников с помощью дистанционного сервиса (такая возможность существует, например, в Zoom и Skype) или заранее разослать её классу.
Затем переходим к постановке задачи для работы в группах. Каждая получает по одной из четырёх биографий и на следующем этапе урока должна ответить на три вопроса.
- Какие экономические последствия кризиса наиболее болезненно сказались на жизни вашего героя?
- Какие экономические решения принимал ваш герой накануне и в годы кризиса?
- Какие решения усугубили его положение в годы кризиса, а какие — облегчили?
Количество групп зависит от количества учеников. В больших классах можно организовать не четыре, а 6–8 групп, но не стоит увеличивать число учеников в одной группе. 3–5 человек — оптимально.
Если групп больше четырёх, то некоторые будут работать с одинаковыми биографиями. Но лучше не увеличивать количество примеров: не хватит времени рассмотреть их все.
Перед тем как учащиеся начнут работу в группах, учитель моделирует их результат на примере истории Флоренс Оуэнс-Томпсон, используя для этого заранее подготовленный образец. Флоренс, простая труженица, стала одним из символов эпохи. В 1935 году правительство США предложило фотографам и репортёрам задокументировать социальные последствия Великой депрессии. В результате к 1944 году было сделано 270 тыс. снимков. Самым известным из них стала фотография Флоренс Оуэнс-Томпсон, сделанная Доротеей Ланж в марте 1936 года и названная «Мать-мигрантка». Флоренс родилась в Оклахоме, имела одиннадцать детей, несколько раз переезжала — из Оклахомы в Калифорнию и обратно. Трудилась на зерновых и хлопковых полях, подрабатывала официанткой, поварихой, санитаркой. По словам её дочери, после того как фотография Флоренс получила всемирную известность, семья пережила чувство глубокого стыда за своё бедственное материальное положение и в дальнейшем приложила все усилия, чтобы выбраться из нищеты.
II этап. Анализ биографий в группах
Получив по одной биографии, группы «расходятся» по своим виртуальным комнатам и далее работают самостоятельно. На этом этапе учитель выступает в роли модератора и переходит из одной комнаты в другую. Если это технически невозможно или групп слишком много, то функции модераторов выполняют лидеры групп. Роль модератора — мотивировать всех участников обсуждения к высказыванию, следить, чтобы группы придерживались регламента и вопросов, при необходимости — фиксировать удачные ответы. Например, можно ввести такое правило: каждый член группы должен предложить свой ответ на каждый из трёх вопросов учителя, но при этом уложиться в 15 секунд.
Кратко представим других героев урока, с биографиями которых работают группы.
Семья Форестер состояла из 11 человек во главе с Гарри Форестером и занималась выращиванием пшеницы в штате Оклахома. Их земельный участок был приобретён в кредит. Чтобы обеспечить сыновей собственными фермами, в 1929 году Форестер взял новый заём. Но из-за кризиса цены на пшеницу рухнули более чем в пять раз. В 1930-м началась засуха, которая продлилась до 1939 года. Она сопровождалась пылевыми бурями, и новый участок Форестеров оказался в эпицентре «Пыльного котла» (наиболее пострадавшие районы Оклахомы, Техаса, Колорадо, Канзаса и Нью-Мексико). Оказалось также, что он был продан незаконно (у него имелся другой хозяин), и семья лишилась этой земли. Вскоре Форестеры потеряли и первую ферму, так как им не хватало денег на обслуживание ипотеки. Семья перебралась в дом тёщи — тут же, в Оклахоме, а глава семьи отправился в сравнительно благополучную Калифорнию, зарабатывая иногда всего по доллару в день. Отправляя часть заработка семье, Гарри Форестер всё же смог скопить небольшую сумму, чтобы перевезти жену и детей в арендованный недалеко от Сан-Франциско дом, где дети смогли получить образование, а затем выйти в люди, став представителями среднего класса.
Семья Хендерсон. Кэролайн Боу мечтала о собственной земле с раннего детства. Начав самостоятельную жизнь, она поселилась в Оклахоме, где сначала преподавала в школе, а затем купила небольшой участок и занялась земледелием. К началу Великой депрессии она вышла замуж за Уилла Хендерсона и родила дочь. Её семья ощутила на себе все тяготы, как и другие фермеры Великих равнин: падение цен на пшеницу, засуху, пылевые бури, гибель урожая и скота. Но, в отличие от многих соседей, Хендерсоны не потеряли землю, так как не были обременены кредитами: Кэролайн принципиально их не брала. К тому же, оказавшись в тяжёлой ситуации, для получения дополнительного заработка она начала писать в один из известных журналов серию статей о трудностях повседневной фермерской жизни и со временем стала популярным колумнистом.
Бонни Паркер и Клайд Бэрроу стали самыми известными преступниками времён Великой депрессии. Их шайка грабила магазины, парикмахерские, бензозаправки и даже банки на Среднем Западе.
Благодаря снятому в 1967 году фильму «Бонни и Клайд» (он получил две премии «Оскар») и множеству сохранившихся постановочных фотографий, которые любила делать кровавая банда, вокруг истории этой парочки сложилась красивая легенда о трагической любви двух «борцов с системой», вставших на преступный путь ради высокой идеи. Между тем из воспоминаний их подельников следует, что сами «герои» легенды постоянно пребывали в отчаянии, предчувствуя скорую развязку. «Не считали они, что сильнее всех, / Ведь закон победить нельзя! / И что гибель расплатой будет за грех, / Знали оба наверняка», — так описала своё состояние Бонни, которая была не лишена поэтического таланта.
Вудро Уилсон «Вуди» Гатри стал известен как исполнитель народных, протестных и детских песен. Он родился и долгое время жил в Оклахоме, стал свидетелем тяжёлой болезни матери и разорения отца. После окончания школы перебивался случайными заработками, выполняя чёрную работу.
Самостоятельно научился играть на гитаре и губной гармошке. В годы Великой депрессии вместе с переселенцами из штатов «Пыльного котла» и странствующими рабочими (хобо) много путешествовал по стране. Эти странствия, тяжёлый труд, социальная несправедливость, наблюдения за жизнью таких же обездоленных, как и он сам, легли в основу автобиографии «Поезд мчится к славе» и поэтического творчества Гатри.
III этап. Подготовка презентаций в группах
После того, как группы изучат биографии и обсудят ответы на заданные вопросы, им необходимо подготовить короткий отчёт о результатах работы. Отчётная презентация группы может быть выполнена в любой программе, предполагающей возможность одновременного коллективного редактирования. Это может быть доска Padlet, «Google Документы», «Google Презентация» или иной привычный для класса сервис.
Учитель выступает на этом этапе в роли консультанта или модератора. Ему не нужно глубоко погружаться в процесс подготовки конкретных отчётов. Задача — следить за временем, корректировать ход выполнения задания, отвечать на технические и содержательные вопросы, по возможности вовлекать в работу всех учащихся. Если учитель не уверен, что знает все тонкости работы с онлайн-инструментами, можно попросить кого-то из учеников взять на себя роль «сисадмина» (десятиклассники, как правило, очень хорошо ориентируются в веб-сервисах).
Для повышения эффективности можно предложить группам самостоятельно распределить роли в работе над отчётом. Например, «сисадмин» отвечает за технические вопросы, «дизайнер» занимается визуальным наполнением, «ресёчер» ищет в сети дополнительную информацию, «аналитик» отвечает за анализ предложенных материалов, «копирайтер» пишет тексты.
Когда все отчёты готовы, лидеры групп публикуют ссылки на своих страничках в чате центральной площадки урока.
IV этап. Правила грамотного финансового поведения
Представление и оценивание результатов работы групп проходит в режиме «стендовой презентации». Ученики должны в любой последовательности пройти по ссылкам других групп и прокомментировать работу одноклассников. В комментариях можно задать вопрос или отметить удачное решение. Чтобы оживить обсуждение, учитель может сам комментировать работы учащихся или установить правило, что каждый обязан оставить хотя бы один содержательный комментарий. Можно также порекомендовать шаблоны для построения таких фраз, определить другие правила обратной связи.
Цель изучения отчётов других групп — подготовиться к выполнению итоговой самостоятельной работы. Она заключается в составлении индивидуального списка правил грамотного финансового поведения в ходе экономического кризиса. Его можно оформить как Т-образный конспект «Делать — Не делать». Для этого документ делится на две части: в левую колонку записываются правила, которые помогут безболезненно пережить кризис, в правую — те, что могут усугубить положение. Поскольку тут каждый работает самостоятельно, создавать списки можно в обычном текстовом редакторе (например, в программе Microsoft Word). По итогам урока файлы со списками высылаются учителю на электронную почту или в групповой чат.
Таким образом, правила грамотного финансового поведения и будут главным результатом занятия, хорошей формой рефлексии и «билетом на выход» из дистанционного урока.
Великая депрессия в США: исторический и экономический контекст
• Кризису предшествовали годы бурного экономического роста, названные «Ревущими двадцатыми».
• Начало кризиса обычно связывают с резким падением стоимости акций ведущих компаний, которое началось 24 октября 1929 года («Чёрный четверг»), а окончание датируют 1939 годом.
• Наиболее острая фаза пришлась на 1929–1933 годы. За этот период объём промышленного производства сократился на 46%, обанкротилось 110 тыс. торговых и промышленных компаний.
• В 1929 году в США насчитывалось около 25 тыс. банков. К 1933-му закрылась половина, а вкладчики потеряли суммарно более $2 млрд.
• Сокращение доходов населения привело к дефляции, то есть к падению цен на пшеницу и кукурузу в 2,7 раза, на хлопок — более чем втрое, что больно ударило по сельскому хозяйству.
• В среднем по стране уровень безработицы к 1933 году достиг 25% экономически активного населения. Треть всех занятых трудилась неполный рабочий день, фактически недополучая зарплату.
• Ярким явлением Великой депрессии является трудовая миграция. Только в результате серии пыльных бурь, охвативших в 1930–1936 годах несколько штатов Великих равнин, родные места покинуло до 2,5 млн человек.
• Годы Великой депрессии характеризуются небывалым ростом преступности и гангстерскими войнами, охватившими Нью-Йорк, Чикаго, Лос-Анджелес и другие крупные города США.
• Выход из кризиса связывают с переходом от политики рыночного саморегулирования к активному вмешательству государства в социальную и экономическую жизнь страны, названному «Новым курсом» и включавшему самые разнообразные меры — от объявления «банковских каникул» и девальвации доллара до организации общественных работ.
Комментарии отключены.